Бизнес Банки не верят в методы судебных приставов

Банки не верят в методы судебных приставов

В первом полугодии южноуральские судебные приставы взыскали с жителей области в пользу банков кредитную задолженность в размере 362,5 млн рублей...

В первом полугодии южноуральские судебные приставы взыскали с жителей области в пользу банков кредитную задолженность в размере 362,5 млн рублей. Однако представители банков считают такой показатель крайне низким и предпочитают передавать портфели проблемных ссуд не госслужащим, а коллекторам.

Согласно статистике Главного управления Банка России по Челябинской области, в первом квартале объем кредитов, предоставленных банками жителям области, показал двукратный прирост, достигнув 27,6 млрд рублей. При этом доля просроченной задолженности в розничном кредитном портфеле банков региона осталась на прежнем уровне – 8% объема выданных ссуд. Таким образом, банки с большими или меньшими потерями преодолели назревшую во время кризиса проблему критического объема просроченной задолженности, и сегодня обеспокоены не столько возвратом старых долгов, сколько темпами прироста кредитного портфеля.

«Конечно, ситуация с проблемной задолженностью в банках складывается по-разному и зависит от принятой до кризиса и действующей в настоящее время кредитной политики, однако в целом по банковскому сектору уровень плохих долгов не вызывает беспокойства, – комментирует директор Урало-Сибирского территориального управления Росбанка Виталий Коваленко. – Просроченная задолженность, безусловно, никуда не исчезла, однако ее показатели находятся под контролем банков и надзорных ведомств, установивших жесткие нормы резервирования на возможные потери по ссудам».

Как отмечает управляющий РОО «Челябинский» ВТБ24 Сергей Бурый, уровень просроченной задолженности по розничным кредитам и в прошлом году, и в первом полугодии 2011 года оказался значительно ниже ожиданий. «Большинство ситуаций схожи и связаны с потерей заемщиком по тем или иным причинам прежнего уровня дохода – это может быть увольнение, временная нетрудоспособность по болезни, смерть родственников, – перечисляет Виталий Коваленко. – Однако в секторе потребкредитования ввиду сравнительно небольших сумм и коротких сроков кредитов эти факторы не играют серьезной негативной роли. Подавляющее большинство заемщиков успешно погашает потребительские кредиты».

Как отмечает эксперт, более значительные трудности в случае резкого снижения уровня доходов возникают у ипотечных заемщиков, ведь во многих случаях сумма платежа составляет до 40% дохода семьи. Правда, в большинстве случаев банки, также не заинтересованные в продаже заложенной недвижимости, предлагают различные варианты реструктуризации кредита, предусматривающие отсрочку погашения или снижение размера ежемесячных выплат за счет увеличения срока кредитования.

«Конечно, банк старается сделать все, чтобы помочь людям выбраться из непростой финансовой ситуации, – говорит Сергей Бурый. – Мы не заинтересованы в образовании или сохранении просроченной задолженности, и предлагаем лояльным клиентам, испытывающим временные финансовые сложности, программы реструктуризации долга, которые позволят снизить ежемесячную платежную нагрузку – например, за счет продления срока кредитования, отсрочки по уплате основного долга. При рассмотрении каждого случая учитывается кредитная история заемщика».

И хотя банки стараются найти компромиссные варианты реструктуризации просроченной задолженности, в безнадежных случаях они вынуждены передавать дело в суд. С начала года на исполнении судебных приставов Южного Урала находилось около 85 тысяч исполнительных документов по взысканию с южноуральцев задолженности в пользу кредитных организаций на сумму 23 млрд рублей.

«Судебные приставы – одна из последних инстанций, способная помочь банку вернуть кредитные средства, однако до суда банки стараются дело не доводить, решая возникающие проблемы в процессе переговоров с клиентом, – говорит Виталий Коваленко. – Это гораздо эффективнее и проще для всех сторон. Банки не ставят перед собой задачу вернуть деньги любой ценой, предоставляя заемщику возможность поправить свои финансовые дела и продолжить обслуживание долга в штатном режиме. Для этого банки предоставляют льготные периоды, отсрочки, пересматривают графики платежей».

Как отмечают в УФССП по Челябинской области, в последнее время прослеживается интересная тенденция: количество поступающих исполнительных документов по кредитным должникам снижается, а сумма взыскания растет: за полгода судебным приставам региона на исполнение поступили документы на сумму более 9,5 миллиардов рублей, что двукратно превышает показатель первого полугодия прошлого года.

Как отмечают судебные приставы, показатель собираемости долгов с каждым годом растет: если в первом полугодии прошлого года в пользу кредитных организаций было взыскано около 265 миллионов рублей, то за первые шесть месяцев 2011 года эта сумма выросла более чем в 2,5 раза и составила почти 427 миллионов, причем более 362,5 миллионов взыскано с жителей области.

Российское законодательство позволяет судебным приставам накладывать арест на имущество должника и передавать на реализацию, направляя вырученные деньги в счет погашения задолженности. За первые шесть месяцев 2011 года приставы Южного Урала провели 416 арестных мероприятий, передав на реализацию имущество на сумму 108,5 млн рублей, однако размер вырученных от продажи средств составил всего 37 млн рублей. Кроме того, в первом полугодии приставами было вынесено более 500 постановлений о временном ограничении права на выезд за рубеж в отношении южноуральцев, задолжавших банкам более 1,3 млрд рублей. К административной ответственности привлечено 48 должников.

«Наиболее действенный метод в работе судебных приставов – выезд к должнику для описи имущества, а вот телефонные звонки и переговоры практически не приносят желаемого результата», – считает Сергей Бурый.

И все же представители банков крайне скептически оценивают рвение судебных приставов в сборе кредитной задолженности и предпочитают передавать портфели проблемных ссуд на откуп коллекторам.

«Конечно, гораздо эффективнее установить с клиентом доверительный контакт, чтобы в случае возникновения проблем решить их еще на начальной стадии, не дожидаясь возникновения просрочек платежей, – говорит Виталий Коваленко. – Это самый конструктивный подход. Если же предотвратить ситуацию не удалось, выгоднее передать работу по взысканию задолженности не приставам, а коллекторам».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления