Бизнес

ФАС построит ритейлеров

Торговые сети могут превышать 25-процентный порог своего присутствия, если расширение идет за счет строительства новых магазинов, а не путем аренды помещений. Такие поправки в закон «О торговле» разработала ФАС России. Эксперты Chel.ru считают, что поправ

Торговые сети могут превышать 25-процентный порог своего присутствия, если расширение идет за счет строительства новых магазинов, а не путем аренды помещений. Такие поправки в закон «О торговле» разработала ФАС России. Эксперты Chel.ru считают, что поправки ни к чему не приведут – норма не работает сейчас, не будет результата и после. Схожего мнения придерживаются и специалисты Челябинского УФАС: общая доля трех крупнейших сетей Челябинска – «Пятерочки», «Молнии» и «Магнита» – не превышает 10,5%, так что достичь показателя в 25% практически невозможно. В этой связи никаких преград для расширения в самом Челябинске, а также в других крупных городах, нет. Сложности могут возникнуть разве что в небольших районах, чей общий товарооборот и без того невелик. Таким образом, как предполагают эксперты, имеет смысл поменять методику расчета – не учитывать мелких участников рынка, а отталкиваться только от показателей торговых сетей.

Федеральная антимонопольная служба России подготовила проект поправок в закон «О торговле», касающийся максимальной доли присутствия ритейлеров в том или ином регионе. Согласно действующему законодательству она не должна превышать 25%, при этом новые поправки регламентируют возможное увеличение этой цифры, если речь идет о строительстве магазинов. Иначе говоря, допускается превышение 25% при строительстве новой точки продаж, но в том случае, если до этого присутствие ритейлера не превышало оговоренный максимум.

Подобное расширение сети – за счет строительства новых магазинов – специалисты УФАС называют «органическим ростом», не опасным для конкуренции. А вот превышение порога в 25% за счет открытия магазинов на арендуемых площадях окажется под запретом. Как уточняет газета «Коммерсант», в ФАС считают, что за арендой зачастую скрываются сделки по слиянию и поглощению, именно поэтому аренда торговых площадей не будет подпадать под определение «органического роста».

В то же время участники рынка отмечают, что таких компаний, которые бы развивались за счет строительства новых магазинов, а не путем аренды торговых помещений, немного. В основном, это иностранные ритейлеры, а также некоторые российские компании. В частности, строительством занимаются те, кто активно развивает направление гипермаркетов (например, «Ашан» и «Метро Кэш энд Керри»).

В компании X5 Retail Group (в Челябинской области сети «Пятерочка» и «Перекресток») от расширенного комментария, касающегося вышеназванных поправок, отказались. «Что касается планов нашего развития, то при заключении сделки по покупке или аренде помещения для нового магазина, мы руководствуемся требованиями российского антимонопольного законодательства, – отметила менеджер по связям с общественностью

филиала «Уральский» X5 Retail Group Наталья Алабушева. – Наша доля в городах Челябинской области еще далека от разрешенного законом предела, поэтому мы будем продолжать развитие в регионе мультиформатной сети магазинов».

«Какой смысл разрабатывать поправки к тому, что не работает? – задается вопросом коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – Разве это самая острая проблема в торговле? Или уже есть случаи, когда УФАС запретил ритейлеру открытие новых магазинов?» Как добавляет эксперт, всегда есть возможность решить проблему путем договоренностей с тем же УФАС или, к примеру, путем создания другого юридического лица.

По словам начальника отдела анализа торговых и финансовых рынков УФАС по Челябинской области Ильи Суханова, в настоящее время челябинские торговые сети имеют все возможности для расширения – их доли в общем товарообороте города слишком малы, чтобы говорить о запрете на дальнейшее расширение. Согласно данным г-на Суханова, самые большие доли присутствия в столице Южного Урала у сетей магазинов «Пятерочка» и «Молния» – около 4,5% на каждую. Даже если сложить цифры трех крупнейших ритейлеров города (две названные плюс «Магнит»), то в итоге наберется только 10,5%.

«Согласно методике, утвержденной правительством РФ, при расчете общего товарооборота любого муниципального образования учитываются показатели абсолютно всех участников рынка, – поясняет такую статистику представитель местного УФАС, – то есть в расчет берутся все ларьки, рынки, ярмарки, а также физлица. Кроме того, есть те, кто не присылает свои данные о товарообороте, в этом случае производится дорасчет по средним показателям. Вероятно, из-за этого емкость рынка оказывается завышенной. При таком подходе доли сетей оказываются малы».

По мнению Ильи Суханова, для более точного расчета долей имеет смысл ограничиваться только товарооборотом торговых сетей, то есть исключить мелкий бизнес. «Достичь показателя в 25% практически нереально, – добавляет эксперт, – и пока будут учитываться все средние и мелкие участники рынка, особого смысла в расчете доли нет, так что в больших городах сетям можно спокойно расширяться, сделать это сложнее в маленьких районах».

Кроме того, г-н Суханов отмечает тот момент, что в расчет берутся не отдельные виды товаров, а все разом. «Так, из Нязепетровска к нам поступало сообщение о том, чтобы мы остановили рост сети алкомаркетов «Красное и белое», – приводит пример собеседник сайта, – но отдельно по алкоголю не считается – в результате на эту сеть приходится 25% доли рынка. Однако если бы мы оперировали только этим видом продукции, то доминирование «Красного и белого» было бы очевидно».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Гость
войти
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления