Бизнес Субсидии под подозрением

Субсидии под подозрением

Прокурор Челябинской области Александр Войтович выявил нарушение бюджетного законодательства в постановлении областного правительства о порядке предоставления субсидий малому и среднему предпринимательству в 2009-2010 годах и направил в Челябинский област

Прокурор Челябинской области Александр Войтович выявил нарушение бюджетного законодательства в постановлении областного правительства о порядке предоставления субсидий малому и среднему предпринимательству в 2009-2010 годах и направил в Челябинский областной суд заявление о признании некоторых его пунктов недействительными. Как считает г-н Войтович, это постановление провоцирует коррупцию и может повлечь нарушение прав предпринимателей на защиту коммерческой, налоговой и иной охраняемой законом тайны. Между тем, по мнению экспертов сайта Chel.ru, уменьшить коррупциогенный фактор поможет увеличение прозрачности принятия решений по предоставлению субсидий. А защитить коммерческую тайну предприятий можно с помощью обязательного подписания соглашений о неразглашении конфиденциальной информации.

Прокурор Челябинской области Александр Войтович направил в областной суд заявление, в котором просит признать недействующим часть порядка предоставления субсидий за 2009-2010 года представителям малого и среднего бизнеса. Он намерен также обязать облправительство исключить из этого порядка коррупциогенные факторы.

Напомним, в апреле 2009 года в правительстве области было подписано постановление «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в 2009-2011 годах». Согласно этому документу в одном из разделов полномочия по принятию решения о возврате субсидии были переданы общественному координационному совету по развитию малого и среднего предпринимательства, что идет вразрез с требованиями бюджетного законодательства.

«Решение о возврате субсидии предпринимателям должен принимать главный распорядитель бюджетных средств, то учреждение, которое контролирует соблюдение условий ее предоставления – министерство экономического развития Челябинской области, – указывает прокурор Челябинской области Александр Войтович. – Стоит учитывать также то, что вопреки требованиям законодательства, общественный координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства наделен правом анализировать и прогнозировать результаты хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, что может повлечь нарушение прав последних на защиту коммерческой, налоговой и иной охраняемой законом тайны».

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Условия предоставления субсидий не предполагают обязанности достижения получателем какого-либо экономического результата в будущем.

Помимо этого прокурор усмотрел в существующем порядке наличие коррупциогенного фактора. По его мнению, после получения положительного заключения экспертизы минэкономразвития установлен слишком длительный срок для направления документов в общественный координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области, что необоснованно затягивает процедуру принятия решения о предоставлении субсидии.

Как сообщили в пресс-службе челябинского областного суда, заявление прокурора области относительно нарушений законодательства в порядке предоставления субсидий представителям малого и среднего предпринимательства поступило 23 сентября. Его должны рассмотреть в течение месяца. Предварительное заседание состоялось 6 октября.

«Познакомившись с заявлением и оценив представленные доказательства, судья может как отказать, так и признать требования прокурора обоснованными и удовлетворить их в полном объеме, – пояснила прокурор отдела по надзору за соблюдением Федерального законодательства, прав и свободы граждан прокуратуры Челябинской области Ольга Уланова. – Это повлечет признание некоторых положений порядка недействующими с момента вступления решения суда в законную силу».

По словам заместителя министра экономического развития Челябинской области Ирины Казанцевой, ранее по тому же порядку в минэкономразвития пришел протест прокуратуры. «Дело в том, что в одном из 13 разделов описания механизма предоставления субсидий была допущена техническая недоработка, которая и привлекла внимание прокурора, – говорит она. – Правки в порядок предоставления субсидий мы уже внесли, и на ближайшем заседании областного правительства, 19 октября, они будет рассмотрены. Кстати, при разработке нового порядка на 2012-2014 годы, все замечания прокуратуры были тоже учтены».

Схожее мнение было высказано и в правительстве области: «Нормы, которые опротестовывает прокурор, больше затрагивают внутренний процесс принятия решения о выдаче субсидий. При работе над документом в результате многочисленных изменений вкралась опечатка, которая нарушает логику документа. Однако она уже исправлена и вскоре будет узаконена».

По словам г-жи Улановой, если суд обяжет областное правительство исключить из положения коррупциогенный фактор, могут существенно сократиться сроки принятия решения о предоставлении субсидий. Однако собеседники сайта считают иначе. Предпринимателям по-прежнему придется ждать «не более 60 дней», просто этот период может быть разделен на два по 30 дней.

«Поскольку предприниматель далеко не всегда сразу же приносит весь пакет, соответствующий условиям предоставления субсидии, 30 дней на рассмотрение этого пакета просто необходимы, – поясняет замминистра экономического развития области. – Затем документация передается на рассмотрение общественного координационного совета, заседания которого проходят ежемесячно. По законодательству государственная преференция оказывается предпринимателям в соответствии с требованиями 135 ФЗ «О защите конкуренции». Поэтому далее документы направляются в ФАС, которая, в свою очередь, в течение месяца принимает решение о господдержке. Хочу подчеркнуть, что мы очень тесно работаем с челябинским ФАСом, и его сотрудники по срокам рассмотрения нам всегда идут навстречу. То есть в реальности сроки рассмотрения документов от предпринимателей гораздо меньше указанных в положении, но обозначить в нем срок в два месяца с момента подачи заявления на субсидию до ее получения или отказа по ней необходимо».

Однако, по мнению собеседников сайта Chel.ru, низкая прозрачность при принятии решений по субсидиям все же наталкивает на мысли о коррупциогенном факторе. Причем под вопрос попадают не только длительные сроки рассмотрения документов.

Только с начала года, по словам заместителя председателя совета регионального отделения организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Владимира Брижанина, он лично направил в минэкономразвития два заявления о необходимости увеличить прозрачность и снизить градус коррупциогенности указанного документа. «Мои предложения не требуют серьезных организационно-распорядительных и финансовых затрат, но, уверен, окажутся очень эффективными, – говорит он. – Например, установка в кабинете заседаний прибора аудиозаписи, вывешивание протоколов заседаний в Интернете, позволит увеличить гласность в процессе принятия решений о компенсациях и развеять некоторые слухи. Но, к сожалению, никакой реакции на мои заявления со стороны минэкономразвития до сих пор нет».

Как сообщил корреспонденту Chel.ru эксперт, пожелавший остаться инкогнито, широко распространены схемы, когда субсидии выдаются в обход общим правилам. «За 20 процентов от суммы возмещения расходов, к примеру, на рекламу, охрану, аренду, изготовление сайтов или технику и оборудование, юридическому лицу эту субсидию заведомо одобряют, – рассказал он. – Конечно, официальное время принятия решения и подготовка предпринимателем необходимого пакета документов не отменяются и в таком случае, но все это вскоре окупается. Поучаствовать в подобной схеме «человеку с улицы» практически невозможно, поскольку работает она по системе рекомендаций».

Мнение прокуратуры о необходимости защиты коммерческой информации о предприятии и конфиденциальности, поддержал и представитель «Опоры России». «Занимающиеся сбором и обработкой данных сотрудники министерства экономического развития и члены общественно координационного совета должны подписывать соглашение о неразглашении конфиденциальной информации, – считает он. – Это необходимо потому, что ряд функций членов комиссии, принимающей решения о выдаче субсидий, выполняют представители минэкономразвития, что, на мой взгляд, недопустимо. Иногда это приводит к тому, что выносятся отчасти не легитимные решения, а достаточно подробная информация о деятельности предпринимателя становится известна широкому кругу лиц».

Отменять же оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, по мнению экспертов сайта, нельзя, поскольку не все предприниматели являются добросовестными и предоставляют реальные сведения. «Неоднократно по предоставленным на субсидию документам при таких проверках выявлялись фирмы-пустышки, естественно, никакой деятельности не осуществляющие. Но формы и методы контроля должны быть для всех одинаковыми, – заключает Владимир Брижанин. – Это поможет свести на нет расход бюджетных средств вхолостую».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления