Бизнес Крупные траты россиянам не по карману

Крупные траты россиянам не по карману

В ближайшие полгода россияне сократят расходы на ремонт, развлечения и одежду. Отказаться от крупных покупок заставляют пессимистичные взгляды на будущее и недовольство экономической ситуацией в стране. К такому выводу...

В ближайшие полгода россияне сократят расходы на ремонт, развлечения и одежду. Отказаться от крупных покупок заставляют пессимистичные взгляды на будущее и недовольство экономической ситуацией в стране. К такому выводу пришли социологи исследовательского холдинга «Ромир» в ходе очередного всероссийского опроса. По мнению независимых экспертов, подобные результаты опроса не являются прямым прогнозом снижения потребительского спроса, но свидетельствуют об определенном настроении россиян.

В ноябре исследовательский холдинг «Ромир» провел масштабное всероссийское исследование: предметом интереса социологов стали крупные покупки, которые совершили россияне за последние шесть месяцев, и планируемые расходы в ближайшие полгода.

Оказалось, что россияне решили значительно сократить расходы на крупные покупки. В частности, доля семей, планирующих совершить крупные покупки, за последние полгода снизилась на 15-45%. А доля семей, вообще не планирующих большие затраты, превысила долю не совершавших крупных расходов за последние полгода почти на 40%. По заключению экспертов, в первую очередь россияне решили сэкономить на ремонте, развлечениях и покупке одежды.

Конечно же, подобные данные не являются прямым прогнозом тотального снижения объемов продаж потребительских товаров и услуг. Информация о намерениях всегда более субъективна, чем о свершившемся факте покупки. Результаты опроса скорее можно воспринимать как оценку текущих настроений россиян, их восприятия экономических перспектив.

«Решение сократить расходы еще не означает, что они действительно будут сокращены. Скорее всего, россияне опасаются сильного роста цен в начале года, а также ухудшения экономической ситуации, и предпочитают перестраховаться и экономить, – говорит аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов. – Опасаться снижения объема продаж товаров и услуг пока не стоит. Это произойдет только в случае ухудшения экономической обстановки в России и в мире».

Сокращение ожидаемых расходов на ранках так называемого тщательного предварительного выбора (автомобили, мебель и платные образовательные услуги) сейчас незначительное. В частности, на образовательном рынке оно объясняется сезонным фактором: 60-65% ежегодных платежей за образовательные услуги приходится именно на лето-осень, на зиму-весну – только 35-40%. Так что снижение доли семей, тративших и предполагающих тратить крупные суммы на образование с 12% до 10% соответственно тоже нельзя назвать падением.

Снижение доли семей, имевших и планирующих крупные траты, связанные с туризмом и отдыхом с 19% до 13% соответственно также полностью объясняется сезонным фактором. На лето и осень приходится 65%-70% от общего годового объема туристических поездок и расходов. И эти расходы уже были сделаны на момент проведения исследования.

«Результаты исследования демонстрируют достаточно ожидаемую реакцию потребителей на общее замедление темпов экономического роста, а также негативную динамику реальных располагаемых доходов – по итогам 10 месяцев текущего года снижение реальных доходов составило около 0,2%, – говорит аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина. – Конечно, это незначительный показатель но, но, тем не менее, он оказывает давление на уровень спроса и потребительские настроения».

Действительно, существенно сократилась доля тех, кто планирует сделать ремонт, заменить сантехнику, окна, двери, установить кондиционеры и заняться прочими работами, – с 19% до 11% соответственно. Похоже, что на этой статье россияне решили пока сэкономить. Интересно, что самый низкий показатель респондентов, планирующих расходы, связанные с ремонтом, оказался в крупных городах-миллионниках – всего 6%.

И, конечно, никакими сезонными факторами нельзя объяснить уменьшение почти в два раза – с 14% до 8% доли тех, кто предвидит крупные траты на развлечения, хобби и занятия спортом. В преддверии Нового года, Рождества и последующих праздников можно было бы ожидать, что такие расходы как раз возрастут. Однако очевидно, что такая статья семейного бюджета, как «развлечения» действительно может попасть под сокращение одной из первых.

Снижение доли тех, кто планирует крупные расходы, связанные с покупкой одежды и обуви, с 44% до 35% можно частично объяснить тем, что покупки зимней одежды и обуви уже были совершены осенью. Кроме того, одежда и обувь лишь отчасти относится к товарам предварительного выбора, а зачастую является импульсивной покупкой. Кстати, снижение доли планирующих покупать дорогую одежду касается только мало- и среднеобеспеченных групп потребителей. Среди обеспеченных респондентов отказываться от таких покупок как не собирались, так и не собираются почти половина опрошенных.

«Этап восстановительного роста, имевший место на рынках товаров длительного пользования и необязательных услуг (ремонт, туризм, развлечения) с весны 2010 года по осень 2011 года, скорее всего, подходит к концу, – считает ведущий консультант холдинга «Ромир» Игорь Березин. – Если настроения потребителей резко не переменятся на позитивные, то эти рынки ожидает замедление темпов роста до нескольких процентов в годовом выражении. А в худшем варианте – до нуля и ниже. В этих условиях экономическим властям стоило бы озаботиться не только тем, чтобы удержать объективные показатели: курс валюты, экономический рост, рост номинальных доходов, занятость, инфляцию в области положительных значений, что, конечно очень важно. Но и о том, чтобы погасить нарастающую волну потребительского беспокойства, тревоги и неуверенности».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления