3 декабря пятница
СЕЙЧАС -6°С

Прокуратура вернула пенсионные накопления

Прокуратура опротестовала сфальсифицированные заявления о переводе пенсионных накоплений челябинцев в НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии». Для того, чтобы вернуть деньги, переведенные недобросовестными агентами...

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Прокуратура опротестовала сфальсифицированные заявления о переводе пенсионных накоплений челябинцев в НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии». Для того, чтобы вернуть деньги, переведенные недобросовестными агентами, понадобилось обращаться в суд. В НПФ заявляют, что действия агентов нанесли ущерб самому фонду, «ударив» по его репутации. По мнению экспертов, злоупотребления с пенсионными накоплениями становятся возможными из-за отсутствия контроля как со стороны самих будущих пенсионеров, так и ПФР.

Прокуратура Центрального района Челябинска через суд опротестовала сфальсифицированные от имени челябинцев заявления о переводе их пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд «Ренессанс Жизнь и Пенсии».

«Прокуратура Центрального района Челябинска по обращениям граждан провела проверку законности передачи накопительной части их трудовой пенсии из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд «Ренессанс Жизнь и Пенсии». Сотрудники филиала фонда «Ренессанс Жизнь и Пенсии» в Челябинске от имени граждан, но без их согласия, оформили заявления о переходе из пенсионного фонда России», – сообщили в пресс-службе прокуратуры Челябинской области.

Для того, чтобы вернуть незаконно переведенные средства уже в этом году, пришлось обратиться в суд. «В Симоновский районный суд Москвы было направлено 12 исков о признании недействительными заявлений, оформленных от имени застрахованных лиц о переходе из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд «Ренессанс Жизнь и Пенсии» и заключенных на их основании договоров», – пояснили в прокуратуре. Суд полностью удовлетворил исковые требования, обязав НПФ вернуть пенсионные накопления в государственную управляющую компанию.

Напомним, что в прошлом году жалобы на несанкционированный перевод средств в негосударственные пенсионные фонды носили массовый характер. После рассылки «писем счастья», в которых содержится информация об инвестировании пенсионных накоплений, в ПФР начали обращаться возмущенные граждане с жалобами на незаконный перевод накопительной части трудовой пенсии в негосударственные пенсионные фонды.

В фондах подобные ситуации объясняют недобросовестными действиями компаний-агентов, которые занимаются привлечением пенсионных накоплений. «Эти компании делали до 40% привлечения по фонду, и часть до­говоров были просто фальсифицированы. Для этого они пользовались разными способами – от «заходов на предприятия», когда агенту напрямую «сливают» информацию о сотрудниках, до использования информационных баз с данными ПФР», – рассказала в интервью РБК-daily президент НПФ «Норильский никель» Екатерина Акифьева.

К расследованию подобных случаев подключаются правоохранительные органы, однако привлечь к ответственности мошенников оказывается весьма непросто. «Поскольку подобных прецедентов на пенсионном рынке пока не было, разбирательства тянутся достаточно долго и сложно. Как правило, правоохранительные органы квалифицируют эти случаи по статье «мошенничество и подделка документов», – указывает Екатерина Акифьева.

Отметим, что в Челябинске удалось довести до суда уголовное дело в отношении двух бывших сотрудниц негосударственного пенсионного фонда, которые «передали» клиентов из одного НПФ в другой, получив за это в качестве агентского вознаграждения 2,6 миллиона рублей.

В НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии» после обращений челябинцев провели служебное расследование. С недобросовестными агентами были расторгнуты договоры, а два штатных специалиста в челябинском офисе лишились работы. При этом в фонде говорят, что они в также понесли урон от действий своих агентов. Во-первых, им было выплачено вознаграждение за «проделанную работу», а во-вторых, фонд понес репутационный ущерб.

«В настоящее время органы МВД по Челябинску проводят разбирательство по действиям данных недобросовестных агентов, повлекшим неправомерный перевод пенсионных накоплений нескольких граждан», – сообщил председатель попечительского совета НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии» Олег Киселев.

Для исключения возможности повторения подобных случаев в будущем фонд предпринял ряд мер. «Во-первых, был усилен контроль над агентами, привлекающими в фонд застрахованных лиц по агентским договорам. Осуществляются выездные внеплановые проверки обособленных подразделений фонда на предмет соблюдения законодательства при заключении договоров об обязательном пенсионном обеспечении. Во-вторых, ужесточены требования к штатным сотрудникам фонда при получении доверенности на право удостоверения подлинности подписей застрахованных лиц. В-третьих, изменен алгоритм работы call-центра, задачей которого является получение 100% подтверждения со стороны клиента, что он понял все условия подписанного им договора об обязательном пенсионном страховании. В-четвертых, всем новым клиентам через месяц после заключения договора об обязательном пенсионном страховании направляются почтовые уведомления о том, что данное застрахованное лицо заключило договор обязательного пенсионного страхования с фондом для недопущения самой возможности неправомерного перевода пенсионных накоплений», – рассказал Олег Киселев.

«Действительно, в 2011 году впервые в Челябинской области обращения граждан в органы ПФР в связи с незаконной передачей средств их пенсионных накоплений в НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии» носили массовый характер», – рассказали в отделе инвестирования ОПФР по Челябинской области.

Для того, чтобы вернуть средства пенсионных накоплений предыдущему страховщику либо выбрать другой негосударственный пенсионный фонд, не обращаясь в суд, достаточно до 31 декабря текущего года подать заявление соответствующего вида в любой территориальный орган ПФР или в организацию, заключившую с ПФР соглашение о взаимном удостоверении подписей. В этом случае накопления будут переведены другому фонду в первом квартале следующего года.

«Большинство обратившихся южноуральцев предпочли вернуть свои средства предыдущему фонду путем подачи соответствующих заявлений в территориальный орган ПФР, однако наиболее принципиальные граждане решили в соответствии с действующим законодательством отстаивать свои права в надзорных и судебных органах», – отметили в ОПФР по Челябинской области.

По словам старшего партнера компании «Интеллект-С» Романа Речкина, подобные злоупотребления с пенсионными накоплениями становятся возможны из-за недостаточного контроля. «Это «длинные» деньги, которые размещаются на длительный срок, и пенсионер их фактически не контролирует, кроме того, пенсионный фонд – это не банк, а обычное госучреждение, и контроль над финансовыми операциями там не такой жесткий. Стоит еще отметить и фактическое отсутствие защиты персональных данных граждан – до сих пор легко можно купить базы с именами и паспортными данными любых лиц», – считает Роман Речкин.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку