На рынке страховых услуг Челябинской области появился новый игрок – страховая компания «Екатеринбург» открыла представительство в столице Южного Урала. Эксперты отмечают, что с точки зрения появления новых игроков рынок страховых услуг в регионе является статичным. Выход на рынок проблематичен в связи с требованиями к размеру уставного капитала для универсальных страховых компаний, недостаточностью на свободном рынке труда необходимого для новой компании квалифицированного персонала, отсутствием налаженных бизнес-процессов, а также неизвестностью бренда.
На рынке страховых услуг Челябинской области появилась новая компания. Накануне об открытии представительства сообщила страховая компания «Екатеринбург», которая намерена оказывать полный спектр услуг для частных лиц и организаций.
«В Челябинске мы будем оказывать полный спектр услуг – автокаско, добровольное медицинское страхование, страхование имущества частных и юридических лиц и другое», – рассказал cоветник генерального директора СК «Екатеринбург» Александр Хромаков. По его словам, открытие агентства в Челябинске – очередной шаг в рамках расширения географии присутствия страховой компании на территории УрФО. «Открытие новых агентств позволит нам в короткие сроки упрочить позиции на рынке и стать межрегиональной компанией», – отметил Александр Хромаков.
Напомним, что с 1 января 2012 года возросли требования к размеру уставного капитала страховых компаний, и ряд компаний не смог соответствовать новым правилам. Так, в Челябинске была вынуждена закрыться страховая компания «Квирин». По оценкам ФСФР, в этом году не менее 100 компаний должны будут уйти с рынка.
«На российском страховом рынке уже несколько лет активно развиваются тенденции централизации, и в кризис они только укрепились, – говорит директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Челябинске Евгения Мечина. – Основная доля сборов приходится на первую десятку компаний, а в некоторых видах – на первую пятерку страховщиков. В таких условиях работать небольшим компаниям, особенно региональным, становится сложно. Также стоит учесть изменившиеся требования к размеру уставного капитала страховых компаний, которые сделали бизнес многих некрупных игроков малорентабельным и неинтересным».
Евгения Мечина также отмечает, что в период кризиса небольшие страховые компании столкнулись с проблемой недоверия клиентов, которые предпочли перейти на обслуживание к более крупным и стабильным игрокам. «Потенциальные «новички» рынка не обладают достаточными ресурсами и инструментами для активного наращивания клиентской базы, чтобы составить конкуренцию существующим игрокам, – отмечает эксперт. – Более того, не стоит забывать, что уровень страховой культуры в целом по стране довольно низкий, страхователи плохо разбираются в условиях программ, поэтому вести конструктивный диалог с потенциальными клиентами страховщик-новичок может только в ценовом аспекте. Однако для того, чтобы предлагать низкий тариф, страховая компания должна иметь достаточные ресурсы и диверсифицированный портфель, чтобы иметь возможность компенсировать свои риски и остаться в плюсе. Получается замкнутый круг, который делает страховой бизнес неинтересным для новых игроков», – считает она.
С ней согласна директор департамента стратегического развития бизнеса ОАО СК «Альянс» (товарный знак – РОСНО) Надежда Артемьева. «Выход новых операторов сопряжен со значительными рисками на фоне серьезных финансовых вливаний, – отмечает она. – Большой размер уставного капитала для универсальных страховых компаний, недостаточность на свободном рынке труда необходимого для новой компании квалифицированного персонала, отсутствие налаженных бизнес-процессов, неизвестность бренда – все эти факторы делают выход новой компании на рынок весьма затруднительным».
«ФСФР – регулятор финансового рынка по страховым компаниям и профучастникам фондового рынка из года в год повышает требования к собственному капиталу. Кроме того, ужесточаются лицензионные требования к вновь создаваемым компаниям. При этом требования к капиталу профучастников уже многократно превосходят требования к аналогичным компаниям в США и еврозоне, – рассуждает начальник фондового департамента ФА «Милком-Инвест» Виталий Шурупов, – таким образом, ФСФР, подобно Центробанку в отношении к подконтрольным банкам, продолжает политику выдавливания мелких игроков с рынка».
С одной стороны, теоретически это снижает вероятность банкротств, а с другой, – приводит к большей монополизации рынка, что явилось причиной полемики между ФАС и ФСФР полтора года назад. «В любом случае число игроков в различных секторах финансового рынка будет сокращаться. Так, осенью 2010 года на рынке работало около 640 организаций, а годом спустя уже менее 600», – приводит пример аналитик.
По итогам девяти месяцев 2011 года почти 70% страховой премии в Челябинской области приходилось на десятку игроков. Среди компаний-лидеров только один региональный страховщик, все остальные – это крупнейшие федеральные страховые компании, лидеры российского страхового рынка. «В данной ситуации перспективы появления большого количества новых компаний остаются весьма скромными», – резюмирует Надежда Артемьева.