Бизнес Туристов свяжут круговой страховкой

Туристов свяжут круговой страховкой

Недавнее банкротство крупного туроператора «Ланта-тур вояж» заставило задуматься о необходимости ужесточения законодательства в сфере туризма. На прошлой неделе депутаты вновь вернулись к рассмотрению поправок в закон...

Недавнее банкротство крупного туроператора «Ланта-тур вояж» заставило задуматься о необходимости ужесточения законодательства в сфере туризма. На прошлой неделе депутаты вновь вернулись к рассмотрению поправок в закон о туристической деятельности. Законопроект, принятый в первом чтении, включает в себя пункты об обязательном ежегодном аудите для туроператоров с оборотом более 100 миллионов рублей в год, увеличении финансовых гарантий туроператоров, а также запрет агентствам продавать туристические путевки от собственного имени и электронный учет всех проданных путевок.

Между тем в Ростуризме не исключают повторения ситуации, в которой оказалась «Ланта-тур». В ведомстве считают, что если до лета туристическое законодательство не изменится, то неприятности с российскими туристами на отдыхе за границей неизбежны и новая волна банкротств туроператоров может возникнуть в разгар сезона отпусков.

«К этому времени надо предпринять ряд шагов, направленных на существенные структурные изменения туристического рынка, чтобы не допускать нарушений прав туристов», – цитирует слова главы Ростуризма Александра Радькова «Российская газета».

Глава ведомства уверен, что для защиты интересов российских туристов за рубежом нужно в первую очередь увязать размер финансовой ответственности туроператора с оборотом компании.

Поправки, принятые Госдумой в первом чтении, предусматривают для туроператоров с годовым оборотом свыше 500 миллионов рублей увеличение финансового обеспечения со 100 до 200 миллионов рублей. А для компаний с оборотом свыше одного миллиарда рублей – до 200 миллионов рублей плюс 5-10 процентов от объема, превышающего один миллиард рублей. Вместе с тем, для операторов, работающих в сфере въездного туризма, размер финансовой гарантии снизится с 10 миллионов до 500 тысяч рублей.

Игроки челябинского туристического рынка считают повышение финансовой ответственности туроператоров оправданным и даже необходимым. По их словам, в последние годы громкие банкротства туроператоров случаются все чаще и стало очевидно, что финансовые гарантии в 100 миллионов рублей не покрывают всех убытков.

Положения о ежегодном обязательном аудите для туроператоров с оборотом более 100 миллионов рублей и введение обязательного страхования туров эксперты называют едва ли не самыми удачными в новом законопроекте.

Как поясняет генеральный директор компании «ВнешЭкономАудит» Светлана Киселева, сейчас под обязательный ежегодный аудит подпадают только те туристические организации, у которых годовой объем выручки превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса превышает 60 млн рублей – эта обязанность предусмотрена статьей 5 Федерального закона РФ от 30.12.2008 №307-ФЗ. «Таких компаний в Челябинске и области считанные единицы, и снижение порога выручки до 100 млн руб. позволит незначительно, но все же увеличить количество туристических фирм, подлежащих обязательной аудиторской проверке», – поясняет эксперт.

«Желание законодателей обязать туристические организации проводить ежегодный аудит вполне объяснимо, – говорит Светлана Киселева. – Представители Федерального агентства по туризму не раз заявляли о том, что существует проблема в связи с несоответствием доходов, заявляемых туристическими компаниями в различных рейтингах и СМИ, с теми доходами, которые отражены в отчетности. Иными словами, зачастую бухгалтерская отчетность туристических фирм содержит недостоверные данные».

По мнению Светланы Киселевой, аудит как эффективная процедура независимого контроля позволит повысить прозрачность и достоверность бухгалтерской отчетности туристических компаний и, соответственно, сделает туристическую деятельность более открытой и предсказуемой.

«Аудиторские проверки туроператоров, безусловно, необходимы: это заставит страховые компании тщательнее проверять документы туроператоров, прежде чем предоставлять им финансовую гарантию, – уверена исполнительный директор «РозаМира.ком» Виктория Климова. – Аудит даст лишнюю возможность подтвердить финансовую состоятельность компании, определить необходимый объем финансовой гарантии, который покроет весь объем выплат туристам в случае банкротства туроператора».

Как отмечает Светлана Киселева, вопрос, выгоден ли аудит для туроператоров, неоднозначен. «С одной стороны, поскольку аудит является платной услугой, проведение аудита потребует от компаний затрат на его финансирование, – говорит эксперт. – Однако, польза от качественно проведенной аудиторской проверки намного больше, чем затраты на оплату услуг аудитора. Дело в том, что помимо основной функции – подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности – аудит позволяет решать другие задачи.

Это и проверка правильности исчисления налогов и, как следствие, минимизация возможных штрафных санкций. Это и выявление финансовых потерь, мошенничеств со стороны персонала организации. Кроме того, в процессе проверки аудитор может оценить эффективность работы подразделений организации, прежде всего, бухгалтерской службы, юридического отдела, отдела кадров, коммерческой службы. Аудит позволяет получить полное представление о финансовом состоянии и перспективах развития бизнеса, выявить «слабые» места, оценить качество менеджмента, осуществлять контроль за эффективным расходованием денежных средств».

Рынок туристических услуг без государственного регулирования директор турагентства «Корас» Наталья Сахнова считает утопичным. По ее мнению, направлять аудиторские проверки необходимо даже в небольшие турфирмы.

«Почему никто не задумается, какое денежное обеспечение у маленьких туристических агентств? – анализирует Наталья Сахнова. – Задумайтесь: от стоимости путевки турагентва рекламируют скидку 7-10 процентов. За что такой подарок? – эмоционально продолжает директор турагентства. – Может, вначале нужно заплатить налог государству и зарплату сотрудникам, а уж потом скидки предлагать?»

Соглашаясь с коллегами по турбизнесу, заместитель директора туристического агентства «DAN» Анна Николаева отмечает, что сама по себе идея с обязательной ежегодной аудиторской проверки туроператоров не так уж плоха, если бы не одно «но» – есть некоторые сомнения в том, что эта поправка действительно будет принята.

«Вряд ли эта поправка пройдет в Госдуме – положение дел практически у всех туроператоров далеко не радужное, – утверждает Анна Николаева. – Запускать к себе аудиторов и публиковать реальную финансовую отчетность никто не захочет. Так что принятие поправок может быть отодвинуто на неопределенный срок. В противном случае возможен и такой вариант: результат аудита станет «договорным».

Не пугает экспертов и возможное появление на рынке туристической деятельности обязательного страхования туров. Сейчас, напоминает Виктория Климова, страхование при выезде за рубеж является добровольным: турист сам решает, покупать страховку от невыезда или нет. Ее стоимость невелика и составляет от полутора до четырех процентов от стоимости тура. Как отмечают представители турфирм, популярность услуги с каждым годом растет. Если же страховки нет, то в случае любого форс-мажора стоимость тура не возвращается.

«Если страхование станет обязательным, то одной проблемой у туроператоров будет меньше: не надо думать, как возвращать деньги клиентам», – говорит Климова.

Туроператор, по словам эксперта, обязательно страхует свою ответственность перед туристами. Как отмечает Виктория Климова, изначально существовало два варианта покрытия расходов в случае непредвиденных обстоятельств: банковская гарантия страхования финансовой ответственности.

«Банковская гарантия – это замороженные на счету деньги, в случае необходимости банк выдавал компании необходимую сумму. Для туроператоров выгоднее обращаться в страховые компании, оплатить взнос и получить страховку», – поясняет Виктория Климова.

Анна Николаева воспринимает обязательное страхование неоднозначно, поскольку это, с большой долей вероятности, приведет к удорожанию тура. «Разумнее оставить страховку добровольной, но в то же время расширить спектр покрытия и включить туда риск банкротства туроператора, – считает она. – Каждый турист должен иметь возможность самостоятельно оценивать риски. А рисков много – это и задержки рейсов, и потеря багажа – словом, есть масса проблем, с которыми люди сталкиваются в зарубежных поездках чаще, чем банкротство туроператора», – подчеркивает эксперт.

По ее мнению, любая «обязаловка» только навредит и приведет к созданию еще одной «кормушки». «Это рынок, пусть потребитель сам определяет объем необходимой ему услуги», – заключает Анна Николаева.

Но большинство опрошенных экспертов все же выступают за обязательное страхование туристов. «В жизни как бывает: зачастую турист не желает страховаться, – рассказывает Наталья Сахнова. – И если он передумает ехать, то имеет право прийти и забрать деньги за тур. Со страховой компанией такие «игры» не пройдут. Страховая компания не отдаст ни копейки, за исключением форс-мажорных обстоятельств».

Представители крупных страховых компаний наотрез отказались комментировать поправки в закон о туристической деятельности. Вместе с тем собеседник в одной из страховых компаний Южного Урала, пожелавший остаться неизвестным, уточнил, что практики крупных выплат, как в случае банкротства «Ланта-тур вояж», в Челябинске нет.

Защищенность российских туристов, выезжающих на отдых за границу, в ближайшее время должна серьезно повыситься. Пока только не ясно, за чей счет – наиболее вероятно то, что туроператоры будут компенсировать возросшую финансовую нагрузку за счет увеличения стоимости туров. По мнению ряда экспертов, нововведения приведут к введению операторами депозитов для турагентств, банкротству большого количества турфирм, а также усилению коррупционной составляющей на российском туристическом рынке.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления