RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

0 м/c,

745мм 66%
Подробнее
3 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Бизнес Кинотеатры обрусеют

Кинотеатры обрусеют

Репертуар российских кинотеатров на четверть будет состоять из фильмов отечественного производства. Это станет возможным, если воплотится в жизнь инициатива Минэкономразвития РФ. Ведомство предложило ввести квоты, согласно которым кинотеатры будут обязаны

Репертуар российских кинотеатров на четверть будет состоять из фильмов отечественного производства. Это станет возможным, если воплотится в жизнь инициатива Минэкономразвития РФ. Ведомство предложило ввести квоты, согласно которым кинотеатры будут обязаны показывать не менее 24% российских фильмов от всего объема кинопроката. Представители крупных сетей кинотеатров выступают однозначно против такого решения. По их словам, отечественная киноиндустрия, во-первых, выпускает не так много кассовых фильмов, во-вторых, качество продукции значительно уступает зарубежному кино. Между тем некоторые эксперты Chel.ru придерживаются иной точки зрения, считая, что инициативу чиновников нельзя воспринимать однозначно плохо. К примеру, в некоторых однозальных кинотеатрах репертуар более чем на четверть состоит из отечественного кино.

Российские чиновники решили поддержать отечественную индустрию методом введения минимальных квот в кинотеатрах. Согласно предложению Минэкономразвития РФ, репертуар в кинотеатрах должен на 24% состоять из российских картин. Соответствующее письмо было направлено еще в январе в Министерство культуры РФ. «Сборы российских фильмов после первого уик-энда проката начиная с конца 2010 года в среднем падают медленнее, чем у зарубежных картин, что говорит о более высоком качестве продукции», – сообщается в письме заместителя министра экономического развития Станислава Воскресенского. Чтобы поддержать «более качественную продукцию», как пишет «Коммерсант», господин Воскресенский предлагает устанавливать для нее на год «минимальную долю всего фактически используемого объема экранного времени» (может выражаться в минимальном количестве дней показа). В приложении к письму также говорится, что эта доля может достигать 24%. При этом замминистра ссылается на западный опыт. Так, во Франции доля достигает 43%, в Италии – 21%, в Великобритании и Австрии – 16%.

Против данной инициативы в настоящее время высказывается большинство кинопрокатчиков. «Кинотеатры как регионального, так и федерального значения таким решением довольны быть не могут, – считает директор по маркетингу холдинга «Мегаполис» Илья Бараковских. – Если бы качество продукта, который выпускают российские кинокомпании, соответствовало или хотя бы приближалось к западным стандартам, то можно было говорить о необходимости и целесообразности введения определенных квот, продвижении продукции отечественных кинопроизводителей. Но сейчас и количественно отечественных фильмов выходит мало, и качество их оставляет желать много лучшего. На данный момент введение квот – искусственная мера по выводу российского кино хоть на какие-то значимые показатели. Зачем заниматься качеством контента, снимать кино по современным мировым стандартам? Поднимать вопрос об окупаемости и финансовой состоятельности тех или иных проектов? Проще ввести квоты».

По словам собеседника сайта, в кинотеатрах сети «Мегаполис» количество российских фильмов от общего контента составляет примерно 20%. «Но в плане сборов и зрительского интереса эти цифры скромнее: сборы по российским лентам не превышают 15% от общей кассы, – добавляет он. – Поэтому введение квот может привести прежде всего к ухудшению услуги для кинозрителя. К примеру, будет сложнее попасть на мировые коммерческие блокбастеры. Квоты ни на одном рынке до добра не доводили. Если бы параллельно подход к кино в нашей стране как к бизнесу качественно менялся, тогда зритель мог выиграть, ведь отечественное кино смотреть всегда приятнее».

По итогам 2011 года объем кассовых сборов кинотеатров России и СНГ (без учета Украины), согласно данным издания «Бюллетень кинопрокатчика», увеличился на 16,2%, до $1,2 млрд. Доля российского кино при этом составила лишь 16,3%, или $192,936 млн. В международном прокате российские фильмы заработали $4,46 млн, или в 40 раз меньше, чем внутри страны, подсчитал «Кинобизнес сегодня». В 2012 году сборы российского кино могут составить $270 млн, то есть до 20% от всего рынка в $1,35 млрд, прогнозирует компания Movie Research.

Директор сети кинотеатров «Киномакс» в Челябинске Илья Козак в целом соглашается с коллегой. «К сожалению, столько фильмов у нас не снимают, такую квоту не заполнить кассовыми отечественными фильмами, – говорит он. – Хотя мы готовы и 50% показывать, лишь бы качество соответствовало должному уровню. Возьмите хотя бы последние мартовские премьеры – смотреть нечего. Ни один кинопрокатчик не откажется крутить такие фильмы, как «Высоцкий» или «Стиляги», но где их взять в таком количестве?»

В челябинской сети «Киномакс», по оценке ее директора, отечественные фильмы занимают примерно 15-17% от общего контента. Что касается выручки, господин Козак приводит пример фильмов-миллионеров 2011 года. «Из семи-восьми картин, которые в нашем киноцентре собрали миллион и больше, наша будет лишь одна, – продолжает он. – Последний пример – «Высоцкий», но сколько времени уже прошло с его выхода. А какие-нибудь «Сумерки» выходят в год по два раза. Нам, чтобы дождаться продолжения, условно, «Стиляг», нужно прожить лет пять. Конечно, можно сказать, что это палках о двух концах: нет денег – нет хорошего кино, нет хорошего кино – нет денег. Но нельзя вводить сразу жесткую квоту, стоит попробовать поддержать наше кино из каких-то других бюджетов, а уже потом принуждать к чему-то кинопрокатчиков».

Заместитель генерального директора сети кинотеатров «СинемаПарк» Кирилл Иванов придерживается более жесткого мнения. «Качество кино с введением этих квот не вырастет, а скорее, наоборот, – поясняет он. – Во-первых, имея квоты и гарантированные места, продюсеры начнут снимать еще более ужасные фильмы. Во-вторых, пострадают кинотеатры. Сегодня, работая без квот, мы и так живем непросто, а при квотировании, снижении времени показа тех фильмов, которые приносят деньги, нам станет еще тяжелее. В итоге мы все равно будем стараться выживать, ведь квоты можно выдерживать по-разному, например переводить некассовые фильмы в другие, меньшие залы, на другое время».

Представитель «СинемаПарка» называет инициативу МЭР протекционистской мерой, сравнивая ее с поддержкой российского автомобильного рынка. «К чему это привело? – спрашивает он. – У нас машины стали лучше, или их стали лучше покупать?.. Люди все равно покупают те машины, которые им больше нравятся. Да, они и тратят больше, но суть не поменялась. И российское кино лучше не станет. Возьмем последние праздничные дни в прокате – 8–10 марта. Было два базовых иностранных фильма: «Джон Картер» и «Лорэкс». Против них вышло два российских фильма: «Мамы» и «Восемь первых свиданий». По посещаемости на первом месте «Джон Картер», потом – «Лорэкс», затем – «Мы купили зоопарк» и далее, с огромным отрывом, российские фильмы. Не идут на них люди, винить в этом кинотеатры глупо. Российские режиссеры и продюсеры создали вокруг себя такой имидж, что люди им не верят. Будут хорошие фильмы, зрители на них пойдут вне зависимости – Голливуд это или Мосфильм. Дело в контенте, а не в протекции».

Однако есть и другая точка зрения. К примеру, директор кинотеатра «Знамя» Сергей Волков считает, что предложение Минэкономразвития нельзя считать однозначно плохим, ведь кинотеатры бывают разные и работают в разных форматах. «У нас всегда в прокате есть хотя бы один российский фильм, – говорит он. – А сейчас идет четыре фильма, из них два российских – это уже 50%. И в принципе общие сборы с этих сеансов неплохие. Поэтому меня предложение по квотированию не пугает. Но, во-первых, ситуация в многозальных и однозальных кинотеатрах совершенно разная. Во-вторых, мы работаем несколько в другом сегменте, позиционируем себя в качестве семейного кинотеатра. К нам больше ходят люди среднего возраста именно на российские фильмы, а также семьи с детьми на мультипликационные фильмы. Молодежь же предпочитает ходить на мировые блокбастеры в комплексы, где есть дополнительные развлекательные услуги».

Тор-10: самые кассовые релизы 2011 года (30.12.10-01.01.12)*

* Источник: «Бюллетень кинопрокатчика».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления