В челябинской бизнес-фауне нашли... газелей

Феномен компаний-«газелей», чьи показатели роста во многом опережают средние по рынку, в Челябинской области пока остается загадкой. Собственно, загадкой остаются и сами компании – кто они и как много их, сказать сложно. Даже те...

Поделиться

Феномен компаний-«газелей», чьи показатели роста во многом опережают средние по рынку, в Челябинской области пока остается загадкой. Собственно, загадкой остаются и сами компании – кто они и как много их, сказать сложно. Даже те, чей рост очевиден и для непосвященных (к примеру, сеть алкомаркетов «Красное и белое»), едва ли задумывались над тем, что они носят яркое определение – «газели». Почему эти компании не похожи на своих конкурентов, насколько зависимы от первых лиц, и можно ли им обойтись без государственной помощи? В преддверии Дня российского предпринимательства, который отмечается завтра, 26 мая, прошел круглый стол, посвященный компаниям-«газелям». Организатором дискуссии выступил журнал «Курс дела», а ее участники искали приметы южноуральских представителей «фауны».

Копать не вглубь, а в сторону

В каждом сегменте рынка есть компании, чья скорость развития значительно превышает средние показатели, будь то оборотность, объемы продаж, расширение сети, прибыль и так далее. Аналитики подобрали для них звучное определение – компании-«газели». По оценкам журнала «Эксперт», после экономического кризиса 2008 года на территории Большого Урала насчитывается 50-60 «газелей». Сколько таковых «пасется» в Челябинской области, сказать пока сложно.

По данным зарубежных исследователей, в любой национальной экономике пять процентов компаний создают до 85% новых рабочих мест. Таким образом компании-«газели» являются главным катализатором перемен в хозяйстве. Их формальные черты – рост более 30% непрерывно на протяжении четырех лет.

Представители региональных компаний-«газелей» сошлись во мнении, что стратегии их развития мало чем отличаются от конкурентов, поэтому разницу стоит искать в тактике. Так, директор по корпоративным клиентам компании «Пегас-тур» Анастасия Владычинская отметила, что гибкость и быстрота принятия решений, которые зачастую невозможны из-за сложной структуры и иерархии в других компаниях, помогают им оперативно реагировать на требования рынка. «Мы отслеживаем то, что востребовано рынком, и отсекаем все лишнее, – пояснила г-жа Владычинская. – К примеру, мы не занимаемся странами, которые сегодня входят в группу риска, то есть теми, где встречаются социальные волнения. В результате наши клиенты продолжают летать, но в других направлениях».

Соучредитель компании «Фурнилэнд» Виталий Добрых описал схожий подход: постоянный анализ и расчет того, на чем сосредоточится покупательский спрос, является для них нормой. «Наше будущее – это пустотелая древесина, которая сегодня так популярна на Западе, – привел пример г-н Добрых. – И я уже сегодня просчитываю нюансы ее применения на производстве».

По мнению начальника малого и среднего бизнеса операционного офиса «Промсвязьбанка» Ольги Шаловей, специалисты компаний-«газелей» мыслят нестандартно. «Когда все копают вглубь, они копают в сторону», – добавила она. Схожее мнение высказал и генеральный директор Агентства регионального развития Челябинской области Игорь Кравченко, комментируя нестандартность, особенность подхода сети «Красное и белое». «Алкомаркет у дома – раньше подобного не было», – отметил эксперт.

Проблемы – одни на всех

Вместе с этим «газели» сталкиваются с более чем ожидаемыми трудностями в развитии. По словам директора по персоналу и общим вопросам сети алкомаркетов «Красное и белое» Яны Курочкиной, ограничением в развитии является отсутствие свободных мест на рынке, то есть помещений. «В кризис с этим не было проблем, – вспоминает представитель ритейлера. – Свободных помещений много, стоимость аренды – ниже, не было проблем и с персоналом». Таким образом, сегодня ситуация с развитием сети обстоит несколько хуже, чем в кризисный период. «Мы развиваемся линейно – падений не было вообще, но не было и резких скачков», – резюмировала г-жа Курочкина.

В мебельном сегменте рынка свои особенности, несмотря на то, что, по словам Виталия Добрых, в кризис они также не заметили падения. «Во время экономического кризиса увеличились поставки мебели в область, – отметил спикер. – А у кого не было денег раньше, нет их и сейчас». Что касается дальнейшего развития компании, то этот процесс тормозится из-за сильной зависимости от сырья. «Мы «привязаны» к большому количеству заводов, – пояснил г-н Добрых. – Если в обычное время можно что-то взять, то в сезон – точно нет, в результате мы берем даже то, что нам в настоящий момент не нужно».

Личность решает все

Личность первого лица компании всегда имеет высокое значение, в случае же с компаниями-«газелями» этот момент становится разве что не определяющим. С этим постулатом согласились все участники встречи. Так, Яна Курочкина и Виталий Добрых оценили значимость руководителя (учредителя, владельца) в успехах компании на 90-95%. «Но хотелось бы, чтобы эта роль была меньше, – признался соучредитель мебельной фабрики. – К сожалению, основная масса сотрудников готова к рутинной работе, они выдерживают поставленные задачи и объемы, но рывка от них ждать не приходится».

«У нас два первых лица, но их роль в развитии компании равна 100 процентам, – добавила Анастасия Владычинская. – Причем руководители – совершенные противоположности: один отвечает за PR и маркетинг, и лозунгом здесь является «нет ничего невозможного», второй – стратегия и анализ, в этой сфере решения принимаются долго, осознанно».

Останется ли компания «газелью», если первое лицо ее покинет? Единого мнения у представителей бизнеса нет, однако прозвучала мысль, что это вполне реально при условии появления нового лидера.

Не мешали бы работать

Пресловутый административный ресурс, государственная помощь – все это, как правило, берется в расчет при успехе той или иной компании. Однако представители региональных компаний-«газелей» уверены в том, что обходиться без госпомощи можно, а порой и нужно. «Как говорится, не мешали бы», – высказала мнение директор по персоналу и общим вопросам сети «Красное и белое».

Директор по корпоративным клиентам компании «Пегас-тур» поддержала эту мысль. «Нет, государственная помощь нам не нужна, – уверена г-жа Владычинская, – иначе появятся шоры».

«Пока нет, – оценил необходимость госпомощи Виталий Добрых. – Но мы прекрасно понимаем, что без поддержки губернатора и администрации нам, к примеру, никогда не построить крупный комбинат. Такие проекты возможны только с их помощью».

В свою очередь, Игорь Кравченко привел пример банка «Северный морской путь», чье успешное развитие как раз связано с государством. «СМП-банк развивается, является компанией-«газелью» за счет сращения с государством, так что иногда сотрудничество с властью может быть очень полезным», – добавил гендиректор Агентства регионального развития Челябинской области.

Подводя итоги встречи, ее участники отметили, что в будущем необходимо развивать эту тему. И хотя основные признаки «газелей» известны – быстрый рост оборотности, постоянный поиск инновационных решений, технологичность, верность выбранному пути – многое остается непонятным. К примеру, как долго компания может оставаться «газелью»?

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter