
Поделиться
Челябинск поздравил с юбилеем одного из патриархов российского джаза, заслуженного артиста РФ, руководителя челябинского биг-бэнда Станислава Бережнова. По этому поводу в концертном зале Южно-Уральского института искусств имени Чайковского состоялся большой концерт. Было много музыки, слов благодарности и цветов.
Рыцарем джаза Станислава Бережнова назвал известный джазовый музыкант, народный артист России Анатолий Кролл. «Стас пришел в мой оркестр в самые трудные для российского джаза времена. И он мне особенно дорог, потому что мы с ним похожи в главном – джаз составляет смысл нашей жизни, – рассказал Анатолий Кролл корреспонденту Chel.ru. – Я и сегодня, когда Станиславу Бережнову исполнилось семьдесят, вижу в нем все того же Стаса 60-х – он остался все таким же максимально заряженным на джазовую музыку, таким же принципиальным, а потому для многих неудобным. Он и сегодня не готов изменить ни себе, ни джазу, не предает своих идей, не юлит и не пытается устроиться получше... Все эти качества, ему свойственные, с годами еще более развились. Лично я очень ценю таких людей.
Из 70 лет своей жизни Станислав Бережнов 50 посвятил джазу, при этом он один из немногих, кто остался верен родному городу несмотря ни на какие трудности. К сожалению, Челябинск не сохранил многих музыкантов, они вынуждены были уехать, а вот Стас оказался патриотом. Все, чего он достиг, было завоевано в борьбе за джаз. Станислав Бережнов сегодня входит в число лучших джазовых музыкантов России, и хочется пожелать ему, чтобы ситуация борьбы за джаз и свой коллектив под солнцем Челябинска сменилась бы ситуацией чистого творчества, чтобы на первый план вышла музыка и только музыка, которая составляет смысл его жизни».

Поделиться
Музыкой Станислав Бережнов увлекся в отроческом возрасте – отдыхая летом у деда и бабушки, выучился играть на гармошке. А в 12 лет на аккордеоне отчима на слух подобрал песню «Плещут холодные волны», после чего стал звездой школы, города и был отправлен в европейский молодежный лагерь, где также покорил сверстников игрой на аккордеоне. Но уже в то время Станислав Бережнов пальму первенства в музыке отдавал джазу. По ночам он слушал передачи «Час джаза с Уиллисом Конновером» на Voice of America («Голос Америки»), а под утро – уже на русском языке – рассказы о джазе Марии Селиберти.
«Поступив в наше музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение, я стал изучать музыкальную грамоту и начал потихоньку писать аранжировки, расшифровывая джаз с пластинок, – вспоминает Станислав Бережнов. – Чуть позже, поступив аккордеонистом на работу в джаз-оркестр под руководством Михаила Владимировича Папашики, я принес для биг-бэнда на пробу первую серьезную работу – расшифровку пьесы одного польского джаз-оркестра. Это была моя первая по-настоящему серьезная проба пера, исполненная профессиональным биг-бэндом того времени, чему я был очень рад и горд».
С тех пор им сделано около 2000 аранжировок, его коллективы становились лауреатами многочисленных всесоюзных, всероссийских и международных джазовых фестивалей в Москве, Новосибирске, Фергане, Тбилиси, Тольятти, Екатеринбурге, Оренбурге и Челябинске.
«Мы с Олегом Тергалинским учились друг у друга, – говорит Станислав Бережнов о своих «джазовых университетах». – Олег был сильнее в знании духовых инструментов, а я – в гармонии. Поэтому мы друг друга дополняли и усиливали. Потом вместе писали партитуры, это еще в училище началось, он учился курсом старше на контрабасе. А слух нарабатывали в оркестре, когда играешь, ты просто нафарширован живыми звуками. Дыхание живого оркестра не сравнимо ни с какими записями. Биг-бэнд Папашики стал для нас первой лабораторией джаза».

Поделиться
Сегодня у Станислава Бережнова есть свои ученики, многие из которых добились значительных успехов в джазе. Один из них – джазовый пианист Марат Габбасов, которого юбиляр подготовил к поступлению в Московскую академию имени Гнесиных.
«Благодаря Станиславу Васильевичу я стал заниматься джазом, – сказал Марат Габбасов, приехавший поздравить учителя уже из Бостона, где он продолжил свое джазовое образование. – Я ему очень благодарен за то, что он направил меня путем истины в музыке».
Очень часто звучало на юбилейном вечере сочетание «Стас&джаз». Слова благодарности Станиславу Бережнову говорили не только музыканты, с которыми он идет бок о бок все эти десятилетия, но и, конечно же, его друзья, которых он заразил джазом настолько серьезно, что они из слушателей постепенно превратились в музыкантов-любителей, что и доказали, сыграв классические стандарты в честь юбиляра.
Были, конечно же, и официальные поздравления. Было много цветов. Как пошутил Станислав Бережнов, «юбилей – это когда много цветов, но ты еще жив». В ответ хочется пожелать: живите долго, Станислав Васильевич! Джаз, как сама природа, способен создавать некий баланс в жизни человеческого общества. Как природа зализывает раны Земли, так джаз рубцует наши сердечные пробоины, вновь и вновь убеждая в том, что жить все-таки стоит. Куда мы без «Каравана» Хуана Тизола и Дюка Эллингтона в восхитительном исполнении вашего биг-бэнда?!