Челябинский рынок веб-разработки находится уже не в зачаточном состоянии, но и не на пике развития. Как и везде, здесь есть те, кто выбрал путь быстрых денег, но низкого качества продукции и услуг, а также те, кто готов тратить время и силы, не чураясь дотошных разъяснений для клиентов: что плохо и что хорошо, и почему за это нужно платить. Последнего принципа придерживается директор студии веб-дизайна «7 линия» Владимир Вишняков, уверенный, что в любом бизнесе должны быть свои моральные «ограничители», за результат нужно платить, а руководитель должен быть «зажигалкой» для всего коллектива. Реализовывать эти принципы на практике удается вот уже три года – 19 августа компания «7 линия» отметила очередной день рождения.
«Москвичи адекватны, знают, что им нужно»
– Владимир, начнем с очевидного. Расскажите о компании: как давно вы на рынке, ваша специализация, особенности?
– На рынке веб-разработки мы с 2009 года, в августе исполняется три года. Занимаемся разработкой сайтов, дизайном, фирменным стилем и рекламой в Интернете. Дизайн, на мой взгляд, является одним из сильных качеств нашей компании – мы активно работаем над фирменным стилем различных компаний, разработкой логотипов.
– Какова география ваших клиентов? Сотрудничаете ли вы с компаниями из других регионов?
– В последнее время укрепляется тренд на сотрудничество с москвичами. Тут все просто: москвичам выгодно работать с провинцией, потому что цена на выходе значительно ниже, чем у московских веб-разработчиков, работающих на аналогичном уровне. И я такое положение дел считаю очень удобным для всех: они экономят, а мы им «заряжаем» больше, чем челябинским клиентам.
Многие не любят москвичей, не хотят с ними работать, но у нас сложилось другое впечатление: большая часть московских клиентов очень адекватна, они понимают, что им надо и в какие сроки, за что деньги платят. В Челябинске все-таки еще есть компании, которым нужно объяснять, что им на самом деле нужно. Между тем разработка сайта – это не выстраивание маркетинговой политики, а мы зачастую вынуждены додумывать маркетинг за клиента. В первую очередь это не очень хорошо для них самих же – посыл должен идти от клиента.
«Интим не предлагать»
– Владимир, существует ли для вас разница в том, с кем работать?
– Если быть откровенным, мне приятнее работать с местным бизнесом. Мы позиционируем себя именно как челябинская компания, поэтому я хочу, чтобы в нашем регионе был хороший уровень веб-дизайна, тем более что возможности для этого есть.
В целом больше всего нравится работать с малым и средним бизнесом, как правило, это те, кто уверенно стоит на ногах. В таких компаниях нет бюрократии, общаемся непосредственно с первыми лицами, что влияет на рабочий процесс. Там, где активно участвует топ-менеджмент, продукт получается качественным, нам не нужно додумывать: собственник или управленец точно знает, что ему надо, а это влияет на скорость и сроки работы, на согласование.
В больших компаниях ситуация обратная: заказ на разработку сайта спускается сверху, и кто с нами взаимодействует, часто не до конца понимает, что нужно, а значит, задачи ставятся недостаточно конкретно.
– Другими словами, размер имеет значение. А сфера деятельности потенциального заказчика для вас важна?
Есть категории клиентов, с которыми мы не работаем вообще. Это те, кто, на мой взгляд, не приносит пользу нашему обществу (пафосно звучит, но это так). Мы не сотрудничаем с производителями алкоголя, табачных изделий и теми, кто их распространяет. Бюджеты у таких компаний большие, однако это противоречит моим принципам и принципам моих коллег. К слову, пару раз весной к нам обращались за разработкой сайта интим-услуг, причем речь шла о высокобюджетных проектах, – мы отказались.
Для кого-то мои слова покажутся смешными, но я считаю, что у любой компании должны быть принципы нравственного толка.
«Фастфудом никогда не занимались»
– Существуют ли какие-то особенности рынка веб-разработки?
– Главная особенность – низкий порог вхождения, что несет в себе плюсы и минусы. Так, из-за этого заказчику достаточно сложно определить, кто же способен решать серьезные задачи. Кроме того, чуть ли не 99% новичков позиционируют себя производителями дешевых сайтов, что я считаю неправильным: на этом рынке такой подход не ориентирован на долгосрочную перспективу.
– Возможно, они ориентируются на спрос: пока людям нужны дешевые сайты, они будут их предлагать.
– Думаю, они просто не понимают, что, оказавшись в этом сегменте, не смогут из него выбраться – они уже себя «запозиционировали». Хотя что важно отметить: в Челябинске очень много хороших специалистов по части дизайна. Что обидно, многие из них, выйдя на какой-то уровень, начинают работать на Москву, а в последнее время многие переезжают: во многих столичных студиях дизайнеры и арт-директора – наши земляки.
– А насколько сильна конкуренция в Челябинске?
– Бешеная. Однако я лучше скажу о том сегменте, в котором работаем мы – назовем его «дорогие сайты». Так вот здесь конкуренция никакая – она отсутствует. В последнее время вопрос цены редко встает перед нами в качестве проблемы, потому что даже в Челябинске появились люди, понимающие, что за хороший продукт нужно платить серьезные деньги. У нас есть минимум – 50 тысяч рублей: мы не делаем сайты за меньшие деньги, даже если это будут две странички. В последнее время мы работаем с бюджетами от 100 тысяч рублей.
– А начинали с каких цифр?
– Тут вот что нужно сказать: мы никогда не занимались фастфудом, потому что с самого начала мне хотелось развивать этот рынок, развивать его не «БигМаками», а хорошей ресторанной едой.
– Но многие искренне любят «БигМак»...
– Да, но «БигМак», условно говоря, делает не только «Макдональдс». Вот он делает его хорошо, а те, кто соседствует с ним, делают плохо. Я не против бюджетных шаблонных сайтов как таковых, но у меня и моих коллег не укладывается в голове, как за несколько тысяч можно создавать более или менее серьезные продукты и называть их профессиональными.
– В чем тогда подвох в сотрудничестве с теми, кто согласен на невысокую оплату?
– Обращаясь в такие компании, заказчик должен понимать, какие ограничения накладываются по умолчанию. Банальная математика: нужно прикинуть, сколько проектов компания должна выпускать в месяц за несколько тысяч рублей при затратах на содержание офиса, сотрудников и прочее. Посчитав, можно понять: на проект в чистом виде выделится несколько часов. В эти несколько часов студии нужно уложить подписание договора, какую-то менеджерскую работу, утверждение макета или структуры сайта, а еще – по-хорошему – клиента нужно проконсультировать по многим узким вопросам, обеспечить тем самым сервисное обслуживание. Однако при малом бюджете сервис страдает гарантированно, его по сути нет.
«Мы – не конвейер дешевых сайтов»
– Владимир, тогда логичный вопрос: как выстраивается ваша работа, как взаимодействуете с клиентом?
– Прежде чем работать по существу, у нас проходит большой этап консультаций. После этого мы приступаем к проектированию, составлению требований, набросков и так далее. Именно на этом этапе происходит обманка клиента, которому обычно предоставляется несколько вариантов дизайна, из которых нужно выбрать самый удачный. Как правило, дизайнер отрабатывает один вариант, а остальные притянуты за уши. И все прекрасно понимают, какой дизайн будет выбран. В итоге клиент условно доволен или вообще не доволен, но вынужден выбирать и работать дальше.
Мы же поступаем иначе. Если речь идет о промосайтах или о тех, где нужно проработать какие-то фишки, сделать интересные элементы для пользователей – мы с них и начинаем работать – набрасываем карандашный дизайн-концепт. Это какие-то детали, их различные варианты, страницы – и из этих кусочков складываем тот самый концепт. Если речь идет о корпоративных сайтах, где в целом изначально все понятно, занимаемся проектированием на уровне составления схематичных шаблонов. Клиент видит не просто каждый наш шаг, а пол-шага, принимает в этом непосредственное участие. Часто на этом этапе заказчики подбрасывают много классных идей, потому что лучше знают свою сферу, а нас такая активность только радует.
Когда собрана условная мозаика, мы начинаем рисовать в цвете. У нас нет никаких дополнительных вариантов – мы отрабатываем утвержденную концепцию. Сделали в цвете, показали, возникли какие-то доработки, штрихи, утвердили и после этого занимаемся прорисовкой внутренних страниц. Согласовали-утвердили, все довольны – начинаем верстать. Выделяем тестовый адрес для клиента на нашем сервере, и он в режиме реального времени видит, как воплощается дизайн в веб-страницы. Как только у нас наступает готовность какого-то материала, мы выкладываем его на сервер, клиент это видит и может комментировать. Таким образом складывается HTML веб-макет, и клиент видит, как именно в Интернете будет выглядеть его дизайн. Финал – установка системы управления сайтом, тестирование.
Мы стараемся сделать так, чтобы клиент сопровождал сайт самостоятельно, хотя бы по части контента. Мне кажется это правильным, потому что в большинстве случаев получается оперативнее, сокращаются издержки. Однако при необходимости берем сопровождение сайта на себя.
– Как долго вы работаете над проектом?
– Никогда и не при каких обстоятельствах не удастся сделать сайт меньше, чем за полтора-два месяца, а часто уходит полгода. Такие сроки связаны в первую очередь с тем, что мы плотно взаимодействуем с клиентом. Кроме того, со стороны всегда кажется, что все делается быстро и просто, однако на самом деле процесс изнуряющий и непростой.
– Сколько проектов одновременно вы можете вести?
– Немного, а в год выпускаем десятка два (может, три) сайтов. По меркам Челябинска это результат скромный, однако каждый зарабатывает так, как ему нравится. Штамповать конвейером дешевые сайты – ничего не стоит, это зарабатывание денег и не более, а развивать рынок, вкладываться – это достойно уважения даже по отношению к конкурентам. Кроме того, когда мы объясняем и показываем клиентам, из чего состоит наша работа, 99% из них начинают относиться к таким срокам с пониманием.
– Каким образом к вам приходят клиенты – «сарафанное радио» или реклама?
– Казалось бы, мы работаем в интернет-сфере и должны выжимать максимум из интернет-рекламы, но если говорить именно о сегменте недешевых сайтов, то 60-70% – это «сарафанное радио», рекомендации. На втором месте, но с большим отставанием, – интернет-реклама. Ну и немного социальные медиа.
«Я и сам переманивал кадры»
– В каждом бизнесе верна простая истина: кадры решают все. Подтверждаете?
– Это точно: кроме кадров, у нас ничего нет, а компьютеры явно не назовешь серьезным активом, как и офис. Кадры – это и актив, и ценности, и сама компания, и вообще все без преувеличения. Костяк нашей команды закончился формироваться только в этом году, то есть на это ушло почти все то время, что мы существуем.
В Челябинске жуткий спрос на специалистов веб-разработки – переманивание страшенное. Более того, откровенно признаюсь: больше половины наших специалистов я сам переманил. Но тут выигрывает сильнейший: я ничего не делаю исподтишка, не строю козней. Я стараюсь создать атмосферу, где специалисты могут самореализоваться, подкрепляя это нормальной зарплатой.
– Насколько важно образование в вашей сфере?
– Что касается высшего образования, то с таковым в нашей компании только два сотрудника, считая меня. Я закончил приборостроительный факультет ЮУрГУ. Будучи студентом, пытался получить еще одно высшее – юридическое, но не удалось, так как уже тогда занялся бизнесом, правда, другим. Если бы не это, может, сидел бы сегодня с двумя дипломами, которые благополучно засунул бы в ящик (что, собственно, и произошло с диплом ПС-факультета).
Хочется верить, что в Москве и Питере выпускают высококлассных специалистов, но в Челябинске, кто бы что ни говорил и ни писал в рекламных буклетах, ни один университет не выпускает нужных для этой сферы специалистов. Если кто-то желает связать свое будущее с веб-разработкой, он точно не должен клевать на эту удочку.
В нашем деле нужен опыт, какие-то профильные мастер-классы – от этого толк есть. От пяти лет в университете я не получил ничего. Скажу так: мы занимаемся бизнесом, который называется «веб-разработка», а университеты – тем, который называется «высшее образование».
«Об ошибках принципиально не жалею»
– Владимир, сегодня вы только руководитель или еще исполнитель?
– Я лично не занимаюсь дизайном, версткой или программированием. Мое поле деятельности – маркетинг и менеджерские задачи. Признаться, я еще сам не определился, насколько это правильно. Думаю, скоро определюсь с тем, нужно ли выстраивать схему автоматизированного бизнеса, когда большую часть полномочий можно делегировать. В определенном смысле это повышает эффективность компании, но вместе с этим возникают другие нюансы.
– Как у вас со свободным временем? В отпуск на две недели сможете уехать?
– Весной я попробовал это сделать, но находился в Челябинске, был всегда на связи и понял, что это не отпуск. Когда я пойду в следующий отпуск, а случится это не скоро, точно отключу свой телефон и далеко уеду.
Знаете, к компании я отношусь как к космическому кораблю, а на создание высокотехнологичного устройства нужно потратить много сил и времени, причем этот продукт должен быть 100-процентно качественным. И только когда это произойдет, когда я буду уверен в созданном, я позволю себе полноценный отдых.
– Как относитесь к ошибкам своим и сотрудников?
– К своим ошибкам я отношусь философски, а вот к ошибкам сотрудников – нет. (Смеется.) О своих ошибках принципиально никогда не жалею. В любом случае каждая ошибка анализируется и выявляется ее причина, которая в дальнейшем пресекается, чтобы ошибка не повторилась.
«Руководитель должен быть «зажигалкой»
– В качестве резюме: перечислите качества, которые, на ваш взгляд, должны быть у грамотного и успешного руководителя.
– Трудоспособность или даже трудоголизм. Человек должен быть «трудоотморозком», если он не такой, можно идти на завод и получать свои 20-25 тысяч. Сейчас я говорю именно о малом бизнесе.
Многие говорят, что они не хотят работать на дядю, а поэтому займутся своим бизнесом. Я могу дать совет тем, кто так считает: идите работать на дядю, вы не предприниматели и бизнесмены. Бизнес – это изнуряющая ежедневная работа, которая превращает человека в раба, возможно, в хорошем смысле. Если человек не готов к тотальной самоотдаче, по крайней мере, первые несколько лет, то и нечего начинать. Веб-разработка – это тяжелый бизнес. Чтобы из себя что-то представлять, нужно нереально вкалывать.
Важно быть ответственным человеком. С ответственностью за себя все ясно, но когда ты понимаешь, что сотрудники надеются на тебя, верят... В общем, руководитель должен быть харизматичной личностью, «зажигалкой». Таким, как Стив Джобс. Джобс – это бренд, как и Apple. Не знаю, получается у меня это или нет, но я считаю, что так должно быть. Именно руководитель должен распространять и утверждать веру в общее дело, потому что компания – это команда, в которой все зависят друг от друга.
Еще одно качество, которое должно быть у руководителя, – отсутствие пафоса и понтов. Вот это точно. Нужно понимать, что руководитель или даже собственник бизнеса – это лишь функциональный элемент в общем механизме, но не сам механизм. Я убежден в этом. Как элемент механизма, я наделён какими-то полномочиями, может быть, их чуть больше, чем у других, но это потому, что так надо.
– С таким подходом ясно, что бизнес для вас – нечто большее, чем получение прибыли.
– Если бы я хотел получать много денег, я бы занимался, например, банальной торговлей. Или чем-нибудь другим. Но в нашем деле удается самореализоваться, мы вкладываем душу, а это один из хороших рецептов любого бизнеса. Мне мой бизнес по душе.
Студия веб-дизайна «7 линия»Челябинск, ул. Дзержинского, 93Б, оф. 801;тел.: +7 (351) 239-03-39, 239-03-31;e-mail: sales@7-line.ru;7-line.ru.
Фото: Фото предоставлены компанией «7 линия»