Алкоголь выгонят из дома?

Поделиться

Примерно 80% магазинов, расположенных в жилых домах, могут исчезнуть в случае принятия постановления губернатора, которое пока существует в виде проекта. Речь идет о тех, кто торгует алкоголем (продавцов пива это пока не коснется) – в регионе может быть повышен минимальный размер торговых и складских площадей с 50 до 100 квадратных метров. Авторы проекта – городское управление по торговле и услугам – не исключают и более кардинальных мер: со временем может быть запрещена и реализация пива. Представители малого бизнеса уверены, что столь резкие изменения условий работы недопустимы: бизнесу нужно дать время, чтобы он подготовился. Кроме того, нужно решить вопрос с выданными лицензиями, срок действия которых достигает пяти лет.

Сегодня, 28 августа, в Челябинске состоялось обсуждение проекта постановления губернатора, которое призвано ограничить время и места продажи алкогольной продукции на территории области (впрочем, некоторые его положения коснутся только Челябинска и Магнитогорска). Заметим, что это не публичное обсуждение, которое предусмотрено законом, а только предварительная встреча разработчиков, исполнителей и бизнеса с участием СМИ.

Проект постановления был опубликован на сайте регионального минсельхоза еще 7 августа. Практически сразу после этого началась бурная дискуссия, в центре которой оказалась малая розница – именно на нее придется главный удар этого постановления.

Инициатором разработки документа является управление по делам торговли и услугам администрации Челябинска. Основное предложение – увеличить минимальный размер торговой и складской площадей с 50 до 100 квадратных метров для магазинов, реализующих алкогольную продукцию. По задумке это требование коснется только челябинских и магнитогорских магазинов, однако к продавцам пива и пивных напитков такие нормативы применяться не будут.

Еще одно возможное нововведение – запрет на торговлю спиртным во время массовых праздничных мероприятий. Составлен список праздников (1 мая, День Победы, День города и так далее), во время которых и будут действовать ограничения: нельзя продавать алкоголь в течение трех часов до начала и после праздника, во время его проведения, а также в радиусе одного километра от места гуляний.

В городское управление по делам торговли и услугам поступило 382 обращения граждан по алкогольной продукции, реализуемой в магазинах, расположенных в жилых домах. Министерство сельского хозяйства, в функции которого входит выдача лицензий на реализацию алкоголя, также фиксирует аналогичные жалобы – 474 обращения. Кроме того, аналогичные обращения приходят и в Законодательное собрание области, в результате чего в минсельхоз было направлено письмо за подписью зампреда заксобрания Дмитрия Мешкова с просьбой разработать проект, позволяющий запретить торговлю алкоголем в жилых домах.

Как пояснил заместитель начальника управления по делам торговли и услугам администрации Челябинска Алексей Шеремеев, в основе этих предложений лежат обращения со стороны граждан. «Это не абстрактное творчество чиновников, не писанина, а жалобы на нарушение общественного порядка, санитарного состояния жилых массивов», – добавил чиновник. В конечном счете, по словам господина Шеремеева, сотрудники управления не хотят, чтобы в городе продолжали существовать «наливайки», именующие себя закусочными.

Общественники, защищающие интересы бизнеса, проект оценивают негативно. Так, по словам председателя регионального отделения организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александра Калинина, отсутствие переходного периода и резкое увеличение размерных требований приведут к уничтожению малой розницы. «Бизнесу нужно дать время, – уверен господин Калинин, – объяснить, что сегодня предприниматели дорабатывают, а в дальнейшем получать лицензию придется на новых условиях». Кроме того, как подчеркнул спикер, в постановлении необходимо уточнить, что выданные лицензии никуда не исчезнут: документ не имеет обратной силы, то есть предприниматели смогут спокойно доработать до окончания срока действия лицензии.

«Хотелось бы узнать, откуда взялась цифра в 100 квадратных метров? – задал вопрос Александр Калинин. – Почему не меньше? Почему такое резкое – в два раза – увеличение?»

«Обращения граждан, а также анализ работы магазинов, расположенных в жилых домах, и легли в основу того, что мы предложили увеличить площади до 100 квадратных метров, – пояснил Алексей Шеремеев. – Однако не скрою: эта цифра позволяет закрыть большинство таких магазинов». При этом, как уточнил чиновник городской администрации, говорить о резких изменениях не стоит: размерные требования не коснутся продавцов пива, а это и есть «пошаговое движение». «Хотя, на наш взгляд, в дальнейшем из таких магазинов нужно убирать пиво и пивные напитки, – добавил господин Шеремеев. – По нашим оценкам, 80% магазинов, расположенных в жилых домах, не смогут реализовывать алкогольную продукцию за исключением пива».

По мнению председателя НП «Профсоюз» Ирины Плещевой, уйдет в небытие не только мелкая розница, но и небольшие производители продуктов питания, которых сегодня не найдешь в крупных магазинах (пельменные предприятия, хлебобулочные изделия и так далее). «Конкуренция должна быть честной, а не административной, – уверена госпожа Плещева. – Власть должна добросовестно выполнять свои полномочия (в части контроля за соблюдением алкогольного законодательства. – Прим. авт.), а не лезть с администрированием в бизнес».

«Государству проще контролировать крупные сети, чем небольшие торговые точки по отдельности, – отметил коммерческий директор РС «Проспект» Андрей Грибанов. – Конечно, сетевиков новые размерные требования не затронут, а говорить об увеличении прибыли с продажи спиртных напитков нельзя: алкоголь дает нам только шесть процентов, в первую очередь это генератор трафика».

Иная картина у небольших магазинов. По словам Ирины Плещевой, удельный вес алкоголя в мелкой рознице составляет 35-40%, поэтому без этого наименования магазины не выживут. «Когда узнаешь удельный вес алкоголя, как-то руки опускаются защищать такую розницу», – резюмировал начальник управления перерабатывающей промышленности минсельхоза Челябинской области Анатолий Малишевский.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter