
Поделиться
Московская сеть супермаркетов премиум-класса «Азбука вкуса» намерена открыть в Челябинске от двух до четырех магазинов под собственным брендом. В начале следующего года компания займется поиском партнеров на Южном Урале, готовых работать по франшизе. Информация об этом прозвучала на российском форуме Retail Business Russia – 2012, прошедшем на прошлой неделе. По мнению экспертов Chel.ru, премиум-сегмент в продуктовом сегменте Челябинска сейчас востребован и до сих пор не насыщен. Если «Азбука вкуса» представит продукты высокого качества по приемлемым ценам, то проект может стать успешным. В то же время покупательская способность челябинцев и столичных жителей отличается, и этот момент, считают эксперты, новому игроку нужно учесть.
О том, что федеральная компания «Азбука вкуса» занялась разработкой партнерских программ по франчайзингу и в ближайшем времени намерена выйти с этим предложением на российский рынок, генеральный директор компании «Азбука вкуса» Владимир Садовин заявил на российском форуме Retail Business Russia – 2012, прошедшем на минувшей неделе в Москве. Для развития сети магазинов по франчайзингу «Азбуке вкуса» интересны российские города с численностью населения от одного миллиона и более, среди них Екатеринбург, Красноярск, Нижний Новгород, Уфа, Самара и Челябинск. Параллельно планируется развитие сети в странах бывших советских республик – Казахстане и Украине. «Конкретная география нашей экспансии еще не определена, – дополнил Владимир Садовин. – К концу 2018 года мы планируем открыть около 50 магазинов по франчайзингу».
«Азбука вкуса» – сеть супермаркетов премиум-класса. Ассортимент насчитывает более 18 тыс. наименований, в том числе высококачественные товары повседневного спроса, большое число продуктов категории «фреш», деликатесов и фермерской продукции. Компания основана в 1997 году, в рамках единого бренда развивается с 2003 года. В настоящее время сеть «Азбука вкуса» насчитывает 49 супермаркетов в Москве и Московской области. В 2012 году начата работа по экспансии в регионы. Численность персонала компании превышает 6000 человек. Выручка «Азбуки вкуса» по итогам 2011 финансового года составила около 21,6 млрд руб.Как сообщил Chel.ru директор по франчайзингу компании «Азбука вкуса» Павел Носков, в Челябинске будет открыто от двух до четырех магазинов. «Пока мы занимаемся разработкой предложения по франшизе, – уточнил он. – Переговоров еще не ведем, поиск партнеров и магазинов на Южном Урале запланирован на начало 2013 года».
Как пояснил господин Носков, «Азбука вкуса» видит в лице партнера на Южном Урале сильного местного игрока, владеющего определенным количеством магазинов с торговой площадью 350-700 квадратных метров, расположенных в местах хорошей проходимости, желательно в центре города. Компания должна быть готова переформатировать собственные магазины до корпоративного формата «Азбуки вкуса», поставить торговое и технологическое оборудование и подготовиться к получению импортных товаров, уникальных для города.
«В любом случае решение будет приниматься, когда появится предмет для обсуждения – партнер и площадь, – отметил Павел Носков. – Мы готовы быть гибкими и адаптировать формат супермаркетов под каждый регион».
Вопрос логистики сейчас тоже находится в разработке. Равно, как и условия работы по франчайзингу. По информации господина Носкова, будет предусмотрен единоразовый платеж за право пользования маркой, так называемый паушальный платеж, и ежемесячные отчисления – роялти, рассчитываемые от выручки магазина. «При этом паушальный взнос будет достаточно серьезной суммой, измеряемой несколькими миллионами рублей, – заметил он. – Что касается роялти, то мы намерены ввести систему мотивации нашего партнера, которая будет нацелена на повышение интереса его к соблюдению фирменных стандартов качества продукции и обслуживания. Выполняет планы по товарообороту и поддерживает сервис в магазине на должном уровне – значит и платит меньше».
По мнению экспертов Chel.ru, открытие в Челябинске супермаркетов под брендом «Азбука вкуса» будет интересно жителям лишь в том случае, если в них будут представлены товары, действительно эксклюзивные для нашего города и по разумным ценам.
Директор по продажам торговой сети «Союз» Андрей Новокрещенов считает, что если понятие «премиум-класс» не будет ограничено высокой наценкой на «обычную» продукцию, а покупателям представят качественные продукты как известных мировых и российских брендов, так и собственной торговой марки, то «Азбука вкуса» может стать в городе популярной. «Сейчас челябинский продуктовый рынок перенасыщен дискаунтерами эконом-сегмента типа «Дикси», «Пятерочки» и «Магнита», где в продаже в основном представлены недорогие продукты, по своему составу далеко не всегда являющиеся продуктами высокого качества, – поясняет он. – При этом магазинов премиум-класса, продающих именно качественные продукты, а не завышающих торговые наценки, в городе недостаточно. А потому открытие «Азбуки вкуса» может стать весьма актуальным».
Схожего мнения придерживается и коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. «Успех проекта во многом будет зависеть от того, в каком виде «Азбука вкуса» предстанет перед южноуральцами, – уверен он. – Матрица продуктов должна быть адаптирована под предпочтения и возможности местных жителей. Нужно обязательно учесть, что продуктовые рынки Москвы и Челябинска, сами покупатели – совершенно разные. Если не сделать этого, то на успех рассчитывать будет сложно».
Рассуждая о том, с какой сетью может быть заключен договор франшизы, участники продуктового ритейла заметили, что это будет именно местная продуктовая сеть как минимум с хорошими наработками в части сервиса. При этом важно, чтобы франчайзи не отступал от условий, прописанных в договоре, в сторону уменьшения сервиса и качества товаров.
«Кто займется развитием «Азбуки вкуса» на Южном Урале, сказать сложно, – комментирует Андрей Новокрещенов. – Может быть, договор франшизы заключит «Проспект», «Голованов и Ко» или кто-нибудь другой. Думаю, это будет та компания, чьи магазины на сегодняшний день могут предоставить более качественные организационные услуги покупателям, расположены в удобных районах города, имеют соответствующие запросам франчайзера площади, с хорошим торговым оборудованием».
«Мы готовы рассматривать условия работы с «Азбукой вкуса» как дополнительный бизнес, – заявил коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – При этом нужно понимать, что любая компания будет оценивать это предложение именно с точки зрения дохода. И пока условия окончательно не определены, говорить о том, насколько, допустим, нашей сети интересно приобретение франшизы – преждевременно». По мнению топ-менеджера «Проспекта», если «Азбука вкуса» намерена заключить договоры с уже работающими на челябинском рынке ритейлерами, то ими окажутся однозначно местные компании. «Федералам покупать франшизу у кого-то просто неинтересно», – добавил Андрей Грибанов.