Бизнес Бизнесу грозят миллионные штрафы за плохой товар

Бизнесу грозят миллионные штрафы за плохой товар

В десятки раз увеличить штрафы за нарушение закона о защите прав потребителей предлагают депутаты Государственной думы. Обман покупателей, продажу плохого товара или отказ от предоставления информации законодатели оценили сумму от 10 до 300 тысяч рублей. Соответствующий законопроект о поправках в Кодекс об административных нарушениях планируется внести на рассмотрение в Госдуму в ближайшее время. Региональные правозащитники уверены, что нововведение не особо повлияет на уровень нарушений, так как оно не предполагает неотвратимости наказания. К тому же несовершенство законодательства, работы правоохранительных и судебных органов позволяет нарушителям уходить от наказания.

Сегодня в случае нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей должностному лицу грозит штраф 1-2 тысячи рублей. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, замеченные в неправомерных действиях, уплачивают в казну штраф 10-20 тысяч рублей. Как пояснил автор законопроекта, заместитель председателя комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы Виктор Звагельский, компаниям сейчас выгоднее платить штрафы, чем тратить деньги и время на устранение нарушений. Причем за повторное нарушение предлагается ввести еще большие штрафы – до 1 млн рублей для юрлиц. Конкретных работников, неоднократно «обидевших» потребителей, вообще предлагают дисквалифицировать на год, а деятельность ИП и юрлиц приостанавливать на месяц.

По данным Роспотребнадзора, в России в прошлом году было выявлено 235,8 тысячи нарушений. Именно Роспотребнадзор является уполномоченным государственным органом, который обеспечивает защиту прав потребителей. Кроме того, недовольные покупатели могут обратиться в общественные организации, в прокуратуру и суд. Как сообщает региональный Роспотребнадзор, ежемесячно в ведомство за консультациями по этим вопросам обращается порядка 200 южноуральцев. «В числе основных вопросов – применение закона, качество обуви, одежды и сложнотехнических бытовых товаров, защита прав в сфере предоставления услуг по установке оконных и дверных блоков, а также нарушения в сфере предоставления финансовых, туристических услуг и жилищно-коммунального хозяйства», – говорит начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Челябинской области Наталья Кирсанова. Кстати, именно компании ЖКХ, авиаперевозчики, банки, представители турбизнеса и продовольственные сети, по мнению авторов законопроекта, чаще всего нарушают права потребителей. «Роспотребнадзор обычно занимается делами по массовым заявлениям. В большинстве же частных случаев оказывает консультационные услуги, отправляя искать правды в суде. В крайнем случае специалисты могут связаться с обидчиками и в устной форме «пожурить» их», – говорит директор Центра защиты прав человека Илья Ципордей, отмечая, что наиболее распространенным нарушением являются проблемы с гарантийными сроками.

По словам председателя правления ЧРОО ОЗПП «Общественный контроль в действии» Руслана Закирова, ситуация с нарушениями закона о защите прав потребителей в регионе угрожающая. Он уверен, что помимо увеличения штрафов необходимо комплексно решать проблему. «Мы часто сталкиваемся с судебными разбирательствами, в которых замешаны турфирмы, компании ЖКХ», – говорит Руслан Закиров.

Как отмечает Илья Ципордей, как правило, туристы страдают от неполной и недостоверной информации об оплаченном отдыхе. «А доказать вину турфирмы и привлечь компанию к административной ответственности очень сложно», – говорит эксперт.

Не меньше жалоб и на банки. «Отказ в предоставлении полной информации – это стандартный способ кредитных учреждений заработать», – говорит Руслан Закиров. Однако представители банков заверяют, что несоблюдение буквы закона сопряжено с серьезными последствиями и репутационными рисками.

«Специфика финансовой деятельности требует от банков быть не только максимально прозрачными, но и внимательно относиться к соблюдению законодательных норм и требований Центробанка», – считает заместитель регионального директора оперофиса Промсвязьбанка в Челябинске Валентина Лебедева. По ее мнению, каждый отказ в предоставлении информации банком должен иметь основания, предусмотренные законами и регламентирующими правовыми актами. Так, согласно ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», кредитная организация не имеет права отказать клиенту в предоставлении информации по его счетам и вкладам. «Не думаю, что есть банки, сознательно идущие на нарушение прав потребителей и, как следствие, нарушение норм закона. Если это и случается, то, на мой взгляд, это скорее вызвано некомпетентностью отдельных сотрудников, а не принципиальным стилем поведения кредитной организации», – считает Валентина Лебедева.

По ее мнению, повышение штрафов и угроза административного приостановления деятельности стимулирует компании и банки более внимательно подходить к соблюдению прав потребителей. Однако профилактикой должно быть прежде всего самостоятельное осознание бизнесом ответственности перед клиентом. С ней согласен и юрист адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Виктор Глушаков. Но он в свою очередь добавляет, что не стоит забывать о возможных злоупотреблениях как со стороны государственных органов, так и простых граждан. «Высокие размеры штрафов могут оказаться эффективным средством воздействия недобросовестных потребителей на компании и послужить механизмом "потребительского шантажа"», – считает Виктор Глушаков. В то же время, по его словам, существует возможность ошибок государственных контрольно-надзорных органов при назначении наказания в виде крупного штрафа, что может привести к огромным финансовым потерям для добросовестных компаний.

Правозащитники же, в свою очередь, уверены, что заставить компании устранять нарушения закона о защите высокие штрафы не смогут. «Есть целая система ухода от штрафов и наказаний, например, заведомый обман с последующим банкротством или подставлением невиновных лиц», – уверен Руслан Закиров.

«Огромный штраф еще не говорит о неотвратимости наказания», – считает Илья Ципордей. По его словам, компании больше денег заработают на нарушениях, выплачивая штрафы, чем если будут заниматься их устранением. Помимо ужесточения фискальной нагрузки необходимо повышать грамотность населения, а также эффективность работы правоохранительных органов и судов. Руслан Закиров приводит пример, когда со времени получения исполнительного листа могут пройти годы, прежде чем виновники заплатят штраф. «За это время компании-нарушители легко могут найти лазейки», – поясняет представитель ОЗПП.

Юристы советуют обманутому потребителю сначала попробовать решить проблему самостоятельно, а уже потом, если переговоры зашли в тупик, обращаться за помощью к государству. «Можно воспользоваться всеми способами защиты прав – обратиться в Роспотребнадзор, защищать свои интересы в судебном порядке, а при наличии существенных нарушений имеется смысл обратиться в прокуратуру», – говорит Виктор Глушаков, добавляя, что все эти этапы стоит снабдить качественной юридической помощью, что позволит исключить возможность ошибок.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления