Бизнес Челябинцы поверили в кредитное счастье

Челябинцы поверили в кредитное счастье

Челябинская область названа самым закредитованным регионом России в исследовании Национального бюро кредитных историй. Однако представители регионального управления Банка России, опираясь на собственную статистику, заявляют, что уровень кредитной нагрузки приближен к среднему показателю по региону и ситуация не вызывает опасений. При этом представители крупнейших челябинских банков уверяют, что объемы потребкредитования на протяжении года действительно показали стремительный рост и эта тенденция, очевидно, сохранится до конца года.

Причин, по которым Южный Урал взял пальму первенства в рейтинге по объему выданных потребительских кредитов, может быть несколько. «НБКИ формирует рейтинг исходя из той информации, которая поступает от банков – возможно, банки региона проявляют высокую активность в плане передачи информации», – говорит начальник экономического управления ГУ Банка России по Челябинской области Любовь Шамонина. По ее мнению, рейтинг НБКИ весьма субъективен, поскольку включает в себя и кредиты, выданные жителям других регионов, но с челябинской пропиской. Ничего критичного в статистике по темпам прироста кредитного портфеля банков в регионе надзорное ведомство не видит. Так, по данным регионального управления Банка России, за девять месяцев текущего года южноуральцы взяли кредитов на 124 млрд рублей, рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 28%. Кстати, как отметила эксперт, большая часть кредитов приходится на подразделения инорегиональных банков. Доля кредитов населению в общем кредитном портфеле банков составила 29%. Этот показатель, по словам Любови Шамониной, приближен к среднему по УрФО (28,7%) и чуть превышает среднероссийский показатель – 19,5%. Однако специалист сделал акцент на том, что задолженность заемщиков с начала года увеличилась на 29% и достигла 185 млрд рублей. Причем просроченная задолженность за год выросла на 14% до 10 млрд рублей. «Банки активнее кредитовали, соответственно, выросла и задолженность», – говорит Любовь Шамонина.

Тенденцию подтверждают и представители банков. По словам заместителя управляющего Калининского отделения Сбербанка России Ирины Звонаревой, за неполный год банком выдано порядка 102 тысячи кредитов, тогда как за весь прошлый год южноуральцы получили 88 тысяч кредитов. Специалист связывает 15%-й рост кредитования с увеличением платежеспособности населения. Напомним, в этом году реальная величина заработной платы увеличилась на 7,8%. Среднемесячная зарплата челябинцев достигла 21 705 рублей. К тому же, по мнению Ирины Звонаревой, люди перестали «напрягаться», снялась часть страхов относительно кризисных ожиданий.

Однако устойчивые темпы роста объема выданных ссуд наблюдаются не во всех сегментах. По словам руководителя отдела розничных продаж оперофиса Промсвязьбанка в Челябинске Алексея Буланова, определенный провал наблюдается в автокредитовании. «Автодилерам выгоднее самостоятельно разрабатывать льготные программы по льготным ставкам 8-9% годовых. А для универсальных банков «локомотивом» пока является потребительское кредитование», – считает Алексей Буланов. Однако, как отмечает начальник управления розничного кредитования Челябинвестбанка Евгений Вертяховский, специализированные целевые кредиты все же остаются предпочтительнее, так как предполагают сниженную процентную ставку по сравнению с обычными потребительскими ссудами.

Зато растет количество южноуральцев, пользующихся кредитными картами. Челябинцы «распробовали» продукт, в один голос говорят банкиры. Как рассказывает Ирина Звонарева, если правильно пользоваться кредиткой с грейс-периодом, можно забыть о необходимости «перехватывать» деньги до зарплаты у знакомых. Удобство и комфорт оценили многие горожане. К примеру, в октябре Сбербанк выдал в два раза больше кредитных карт, чем в начале года.

«Стремительный рост розничного кредитования в этом году стал настоящим сюрпризом и превзошел все ожидания», – признается главный управляющий директор Альфа-Банка Алексей Марей, отмечая, что самым быстро растущим сегментом стали кредитные карты.

«По разным оценкам, уровень закредитованности населения оценивается сегодня в 17% от реально располагаемых доходов – речь идет о ежемесячных платежах по кредитам, так что определенный потенциал для роста показателя пока остается, – говорит Алексей Марей. – Но при этом определяющую роль будут играть ожидания людей относительно собственного будущего и изменения уровня доходов. В этом году существенно возрос уровень заработных плат в бюджетном секторе, в том числе военным увеличили зарплаты фактически в разы, и хотя очевидно, что это не будет происходить ежегодно, это влияет на настроения россиян». Как отмечает эксперт, интересно в этом плане исследование Росгосстраха, в рамках которого задается простой вопрос: как вы думаете, как изменится ваша зарплата через три года? Полгода назад 68% россиян были уверены, что их заработок вырастет более чем в полтора раза. «При этом очевидно, что люди, отвечая на вопрос, совершенно упускают из вида инфляцию, – акцентирует внимание Алексей Марей. – Однако на фоне столь оптимистичных ожиданий потребление, разумеется растет. Но нужно быть реалистами. Одним из хороших уроков прошлого кризиса стала ситуация, когда огромное число людей брали большие кредиты на покупку дорогих машин или ипотеку в твердой уверенности, что через полгода или год уровень их заработка резко возрастет и они без особых затруднений будут погашать кредит. Подобных неоправданных ожиданий сегодня точно нужно постараться не допустить».

По словам начальника отдела экономического отдела ГУ Банка России по Челябинской области Ольги Лазаревой, одновременно с ростом популярности кредитных карт увеличивается число жалоб. «Если в прошлом году по этому продукту не было ни одного обращения, то в этом году появились заемщики, столкнувшиеся со сложностями», – говорит специалист. Банкиры в свою очередь считают, что основная причина обращений – в непонимании механизма действия грейс-периода и невнимательном прочтении условий кредитного договора.

По данным Роспотребнадзора по Челябинской области, с начала года в ведомство поступило более сотни жалоб на банки. «Сильная напряженность, ощутимая в посткризисное время, ушла. Но обращения с претензиями по условиям кредитного договора, навязыванию добровольного страхования жизни и взимания различных комиссий все равно поступают», – говорит главный специалист отдела юридического обеспечения Роспотребнадзора по Челябинской области Александра Парфентьева. Банкиры уверены, что все эти недоразумения будут разрешены с принятием закона «О потребительском кредитовании». «Тогда и шрифт кредитных договоров во всех банках будет одинаковый», – говорит Ирина Звонарева.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления