ЧелябГЭТ лег на рельсы

Поделиться

Работники городского электротранспорта обратились с письмом к губернатору Михаилу Юревичу, в котором говорят о том, что оптимизация предприятия «ЧелябГЭТ» привела к потере конкурентоспособности муниципального транспорта. Авторы письма считают, что электротранспорт «выдавливают» с улиц города в угоду коммерческим перевозчикам. Челябинский сити-менеджер Сергей Давыдов поручил управлению транспорта разобраться в этой ситуации. Представители компаний, специализирующихся на маршрутных перевозках, считают, что трамваи и троллейбусы им не конкуренты, а бороться за пассажиропоток приходится с другим видом муниципального транспорта – автобусами. По мнению экспертов, проблемы у городского транспорта возникли не из-за повышенной конкуренции, а из-за его финансовой «непрозрачности».

Оптимизация муниципального предприятия «ЧелябГЭТ» привела к ухудшению экономической ситуации внутри предприятия и к утрате позиций на рынке пассажирских перевозок – такое мнение высказали сотрудники ЧелябГЭТ в обращении на адрес губернатора Челябинской области Михаила Юревича. В письме, под которым подписались 700 работников МУП «ЧелябГЭТ», приводятся факты о деятельности предыдущего руководства предприятия, которая, по мнению сотрудников, негативно сказалась на его финансовом положении.

В частности, сообщается, что транспортникам навязали уже использованную в Башкирии, а затем демонтированную аппаратуру GSM-ГЛОНАСС с устаревшим программным обеспечением. «Ежедневно 50 с лишним единиц подвижного состава, оснащенные блоками ГЛОНАСС, не выходят на связь. Раз в неделю система просто «зависает», и приходится путевки обрабатывать вручную, мы вернулись в «каменный век», – говорится в письме. На эти инновации, по словам авторов письма, было потрачено около 60 миллионов рублей.

Также критикуется введенная система электронных кассовых терминалов, которые требуют постоянного ремонта. В письме сообщается, что ремонт одного кассового аппарата стоит в среднем 500 рублей, а всего их более 500 штук. При этом, если аппарат выходит из строя, подвижной состав вынужденно возвращается в депо.

Способом для финансовых манипуляций может стать и еще одна инновация – электронные проездные. Как свидетельствуют транспортники, зачастую суммы на картах не соответствуют указанному на конверте номиналу, и кондукторам приходится объясняться с пассажирами по этому поводу. При этом сама система начисления денег настолько уязвима, что пополнить электронный проездной может «любой хакер».

Еще одним просчетом, который привел к ухудшению положения предприятия, стало решение о закрытии троллейбусных депо. «Мы, водители троллейбусов, которые теперь отстаиваются на конечных остановках, откуда мы начинаем движение с целью избежать «холостых» пробегов, совершенно ответственно заявляем, что предприятие не только не экономит, но теперь в разы теряет огромное количество дорогостоящей электроэнергии, пассажиропоток и миллионы рублей, потому что «холостые» пробеги в связи с нарушением маршрутной сети увеличились в десятки раз», – говорят сотрудники ЧелябГЭТ. На перебои в графике движения городского транспорта жалуются рабочие ЧМК, ЧТЗ-УралТрак, ЧЭМК, ЖБИ, СПЦ-5- и других предприятий.

К большому количеству простоев электротранспорта привел перевод на аутсорсинг вспомогательных служб. «Разрушена система контроля технического состояния вагонов, осмотра и ремонта. Трамваи, которые раньше проходили ремонт за 5-7 дней, теперь простаивают, ожидая своей очереди по полтора месяца. Сейчас в ожидании ремонта скопилось более 30 вагонов», – говорится в обращении к губернатору.

В письме содержится информация и о более серьезных злоупотреблениях. В частности, говорится, что десяток действующих троллейбусов были проданы по 40 тысяч рублей каждый. В конце послания сотрудники предприятия задаются вопросом о том, как ему сохранить свои позиции и зарабатывать деньги. «Как? Если предприятие растаскивают, если нас выдавливают с улиц города, а маршрутки идут сплошным потоком, если подвижной состав не обновляют, а распродают? Два года коллектив не митинговал, ожидая результатов «оптимизации», но всякому терпению приходит конец», – говорится в обращении. Если ситуация не изменится, то водители и кондукторы готовы выйти на митинг.

Глава администрации Челябинска Сергей Давыдов поручил начальнику городского управления транспорта Олегу Козлову разобраться в ситуации, сложившейся на подведомственных предприятиях: встретиться с руководством, коллективом и инициативной группой. Срок исполнения поручения – неделя. «Некоторые вопросы, изложенные в открытом письме транспортников, требуют уточнения, – считает начальник управления транспорта Олег Козлов. – Кроме того, необходимо детально разобраться в требованиях».

Связаться с руководителем ЧелябГЭТ Сергеем Газенкампфом сегодня не удалось. В пресс-службе предприятия уточнили, что на пятницу, 30 ноября, назначена встреча с инициативной группой работников, на которой будут обсуждаться обозначенные в письме проблемы.

Содержащуюся в письме информацию Chel.ru подтвердила председатель профсоюзного комитета ЧелябГЭТ Наталья Вараксина: «Это письмо именно от трудового коллектива. На протяжении последних двух лет мы видим, как ведется так называемая «оптимизация», в результате которой у наших работников не только не увеличивается заработная плата, но и срезаются все социальные льготы. Год назад мы уже обращались в администрацию города, тогда проходили встречи, работала согласительная комиссия, но за год ничего не поменялось».

По ее словам, работники муниципального электротранспорта считают, что от сокращения перевозок муниципальным транспортом выигрывают частные перевозчики.

Сами маршрутчики считают, что трамваи и троллейбусы им не конкуренты. «Мы не рассматриваем троллейбусы и трамваи как конкурентов. А что касается автобусов, с которыми мы действительно боремся за пассажиров, то они постоянно обновляются и, видимо, не испытывают таких проблем», – сказал руководитель ООО «ТСМ» Магомед Мамакурбанов.

С его позицией согласилась предприниматель Светлана Деменюк. «Наши маршруты не пересекаются с трамвайными и троллейбусными, поэтому их проблемы не играют на руку маршрутным перевозчикам», – отметила она.

По мнению руководителя проекта Marshrutka74.ru Дениса Джафарова, проблемы городского общественного транспорта появились не в результате конкуренции с частными перевозчиками, а из-за отсутствия прозрачности в деятельности муниципальных предприятий. «Нам постоянно говорят, что городской транспорт убыточен, но тогда покажите нам, какие у него доходы и какие расходы. При этом нужно смотреть цифры по всем статьям расходов – по зарплате, расходам на обслуживание и прочему. А если действительно такой транспорт неэффективен, так давайте снимать его с маршрутов и заключать договоры с частными перевозчиками, поставим им фиксированное время выхода на маршрут. Но для этого нужно провести аудит и выставить его результаты на всеобщее обозрение», – говорит Денис Джафаров.

Эксперт в области логистики, директор корпорации «КЭМП» Яков Гуревич считает, что городской электротранспорт может быть рентабельным, однако власть прилагает все возможные усилия для его уничтожения. «На протяжении последних лет идет планомерное уничтожение муниципального транспорта, и те факты, которые сообщают в своем письме работники ЧелябГЭТ, – это лишь технические детали, – говорит Яков Гуревич. – Говорить о нерентабельности перевозок несерьезно, ведь мы видим, какая конкуренция разгорается между частными перевозчиками. Если «газель» на 12 мест приносит прибыль, то почему ее не приносит вместительный троллейбус?»

«Транспорт может быть рентабельным, а для того, чтобы он стал приносить убытки, видимо, пришлось приложить усилия», – иронизирует эксперт. 

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter