17 мая понедельник
СЕЙЧАС +22°С

Алкогольный рынок протрезвеет

Поделиться

Поделиться

С 1 января 2013 года произойдет рекордное в истории алкогольной отрасли России повышение минимальной розничной цены на водку – с нынешних 125 до 170 рублей за бутылку 0,5 литра. Через несколько дней случится и то, чего так опасались пивовары – пиво приравняют к алкоголю, и торговать им в киосках и ларьках будет запрещено. Эксперты Chel.ru считают, что число производителей и торговых марок уменьшится, но для более эффективной борьбы с пьянством необходимо сокращать количество мест продажи.

Помимо традиционного сезонного повышения спроса, связанного с новогодними праздниками и корпоративами, покупательский интерес подогревается предстоящим рекордным скачком розничных цен на алкоголь с начала 2013 года – на 33 процента. Причиной взлета водочных цен является увеличение акцизной составляющей с нового года – в 2013 году ее доля в стандартной поллитровке вырастет с 60 до 80 рублей.

Впрочем, ритейлеры не наблюдают сумасшедшего ажиотажа и закупок водки ящиками впрок.«Я вас умоляю, ну кто будет покупать водку впрок? Обычные декабрьские продажи, ничего сверхъестественного», – говорит коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов.

Как отмечает заместитель директора по продажам ТС «Союз» Андрей Новокрещенов, пока объемы продаж не выходят за рамки предновогоднего увеличения спроса, а что касается реакции горожан на рост стоимости «белой», то еще рано делать какие-то выводы. «Пик спроса приходится на последние три-пять дней декабря, – говорит эксперт. – И мы только вчера развесили в магазинах объявления о повышении цен на водку. Во-первых, чтобы подстегнуть продажи, во-вторых, чтобы не было потом лишних возмущений. Поэтому проанализировать реакцию покупателей сможем позже».

По подсчетам руководителя Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, потребление водки в нынешнем году сопоставимо с показателями прошлого года. В октябре 2012 года рост розничных продаж составил 0,6 процента к октябрю 2011 года. А за десять месяцев нынешнего года, по данным Росстата, спрос на водку вырос на 2,4 процента. При этом производители, желая сэкономить на акцизных отчислениях, работают впрок, создавая запасы. Как сообщает Росстат, производство водки за январь-октябрь 2012 года выросло на 11,2 процента к показателям аналогичного периода годом ранее.

Андрей Новокрещенов уверен, что рекордное повышение цены на водку сократит количество торговых марок и самих легальных производителей. В настоящее время в России около 110 заводов (еще несколько лет назад их было около 500). А к середине следующего года, по прогнозу ЦИФРРА, с рынка уйдут еще примерно 25-30 предприятий.

Эксперты согласны с тем, что повышение акцизов – не оригинальный, но логичный шаг к большему наполнению бюджета. Однако, как считает независимый эксперт Алексей Шестаков, рынок отреагирует ростом «левой» продукции от легальных производителей. Ни для кого ведь не секрет, что очень много контрафактной, безакцизной продукции делается в «ночную смену» на обычных водочных заводах. «А вот что касается борьбы с пьянством, то одним лишь повышением цен мало чего добьешься. Нужно в первую очередь сокращать количество мест продаж. Сейчас найти алкоголь не составляет ни малейшего труда, он есть везде. Ну вот в Троицке, например, около 16 алкомаркетов – это просто спаивание народа», – говорит Алексей Шестаков.

С необходимостью ограничивать доступ к спиртному согласен Андрей Грибанов. «У меня есть пьющий знакомый, так я его понимаю – он для этого созрел, он осознает, что делает. Но я не хочу, чтобы мой 16-летний сын жил в городе, где на каждом углу продается спиртное. Надо сокращать количество точек продаж, это очевидно». Как отмечает эксперт, в России повышать стоимость спиртного нужно очень аккуратно, потому что только в нашей стране цена на водку связана с ценой на сахар. «Повышение на 50 рублей – это немало. Должна быть критическая граница для цены на водку, иначе люди начнут пить в лучшем случае самогон, в худшем – какие-нибудь «тормозные жидкости». Святое это для россиян – водочка-то», – улыбается собеседник сайта.

Что касается пива, то оно с первого января на законодательном уровне будет признано алкогольным напитком. На пиво будут распространяться все ограничения, действующие для алкоголя. Конечно, этот закон затронет и пивоваренные компании (им придется устанавливать специальное оборудование для учета произведенной продукции), и крупные магазины (на пиво распространятся ограничения по времени продажи – с 8 до 23 часов), но они с этими сложностями как-нибудь справятся, сильнее всего пострадает малый бизнес.

Пессимистичный прогноз озвучивает индивидуальный предприниматель Вера Лихобаба (Магнитогорск), которая в этом году вообще отказалась от торговли спиртным – по ее словам, это «дорога в никуда». «В стране идет укрупнение бизнеса, а мелким предпринимателям не оказывают никакой поддержки – вместо того, чтобы думать о развитии своего дела, они уже сами за прилавки встают, – отмечает она. – Знаете, многие мои знакомые – у них бизнес покрупнее, чем у меня, – всерьез рассматривают возможность уехать из России. Страну выбирают. Умные головы уже за рубежом, теперь еще и торговцы уедут – для кого эти гипермаркеты будут работать?»

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...