Магазины обяжут принять пластик

Поделиться

Безналичный расчет станет доступен в любом магазине. Минфин обяжет торговые сети повсеместно принимать оплату банковскими картами, сообщает информагентство «Прайм» со ссылкой на источник в ведомстве. Соответствующий законопроект, касающийся организаций с годовым оборотом более 60 млн рублей, будет внесен на рассмотрение Госдумы до конца января.

Министерство финансов предлагает на законодательном уровне закрепить обязанность торгово-сервисных организаций, в том числе осуществляющих продажу товаров, работ и услуг через Интернет, предоставить потребителям возможность безналичной оплаты.

Необходимость установки платежных терминалов не коснется маленьких магазинов, чья выручка за предшествующий год без учета НДС составила менее 60 млн рублей. «Законопроект, направленный на то, чтобы все организации, у которых оборот более 60 млн руб. в год, были обязаны принимать к оплате карты социально значимых платежных систем, планируется до конца месяца внести в правительство, – цитирует агентство собственный источник в Минфине. – Сейчас урегулируются разногласия с Центробанком в части формулировок, концептуальных разногласий нет».

Заместитель регионального директора Промсвязьбанка в Челябинске Валентина Лебедева отмечает, что данная инициатива – вполне предсказуемый шаг на пути к популяризации безналичных расчетов. «Когда речь идет о сумме в три-пять миллионов рублей годового оборота, то в рамках одной торговой точки установка платежного терминала уже экономически целесообразна, – говорит она. – Другой вопрос, насколько правильно лишать торговые сети принципиальной возможности отказа от приема пластиковых карт для оплаты товаров и услуг». Стратегия развития каждого бизнеса имеет собственную специфику, и ограничения в данном случае не всегда бывают целесообразными, считает представитель Промсвязьбанка.

До сих пор многие розничные компании, в том числе крупные ритейлеры, не установили в магазинах платежные терминалы, либо безналичный расчет осуществляется на одной-двух кассах. Желание продавать товары и услуги преимущественно за наличку объясняется участниками рынка по-разному.

Банки видят причины отказа от установки терминалов в вынужденной финансовой прозрачности и нежелании торговых сетей открыто демонстрировать выручку. Кроме того, по мнению финансистов, сложившуюся ситуацию частично объясняет существующая инфраструктура – в некоторых магазинах до сих пор отсутствует техническая возможность установки POS-терминала.

Представители торговых компаний, в свою очередь, говорят о невысокой популярности безналичного расчета среди покупателей, а также сетуют на слабую техническую поддержку со стороны банков и непомерно высокую комиссию за обслуживание. «Очень часто не работают каналы связи, на которые мы, как торговая сеть, повлиять не можем, – говорит коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – И если возникает какая-то проблема, то банк решает ее очень долго. Приходится ждать специалиста несколько дней. Так появляется негатив со стороны клиентов, и он совершенно оправдан».

Эксперт недоумевает, почему возможность безналичной оплаты обходится торговым сетям так дорого. «Комиссию берут ведь с торговой точки, а не с покупателя, при этом процент бешеный», – говорит он.

По словам исполняющего обязанности начальника Управления по связям с общественностью X5 Retail Group (магазины «Пятерочка») Владимира Русанова, торговые сети могут отказаться от установки платежных терминалов в том случае, если стоимость эквайринга для продавца превышает стоимость инкассации наличных денежных средств.

В банках поясняют: условия в различных кредитных организациях на установку и обслуживание платежных терминалов могут отличаться. Но если говорить в целом по рынку, то комиссия банку-эквайеру, которая устанавливается в зависимости от оборота – практический единственный вид расходов торговой организации. При использовании традиционного эквайринга он зависит от оборота средств, проводимых через терминал.

«При многомиллионных оборотах комиссия может составить и 1,5%, – говорит директор департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса НОМОС-Банка Александр Базанов. – Однако следует помнить, что такие суммы должны проходить через каждый терминал предприятия, либо быть средним оборотом компании». Например, в сети магазинов может быть огромный карточный оборот, проходящий через десятки магазинов, в каждом из которых десятки терминалов. «В таком случае средний оборот на терминал может быть, например 200 тыс. рублей, – поясняет эксперт. – И в этом случае экономически обоснованное предложение банков может составить комиссию, превышающую 2%».

«Затраты на установку, ремонтное обслуживание терминала и обучение персонала банки зачастую берут на себя, – отмечает Валентина Лебедева. – Если речь идет о торгово-сервисном предприятии со средней суммой покупки более десяти тысяч рублей, то нередко комиссия за использование терминала для оплаты открыто перекладывается на клиента». Например, поясняет эксперт, так происходит в автосалонах и турфирмах, где совершаются крупные сделки.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter