В России стали реже давать взятки, но при этом вырос размер «вознаграждения» за услуги, выяснилось в ходе исследования Всемирного банка. Суммы откатов, по словам руководителей опрошенных компаний, в прошлом году доходили до 0,9% от выручки. Чаще всего бизнес сталкивается с вымогательством взяток при строительстве и налоговых проверках, а также от представителей коммунальных служб. Волей-неволей приходится «отстегивать» госструктурам, таможне, налоговой и суду за «решение проблем». Южноуральские бизнесмены уверены, вести честный бизнес без «поощрений» практически невозможно.
За последние три года ситуация со взятничеством в стране претерпела некоторые изменения – впрочем, не совсем те, на которые рассчитывали власти, принимая антикоррупционные законы. Так, взятки действительно стали просить реже, но там, где без них не обойтись, размер откатов прилично вырос. Такие выводы сделал Всемирный банк при оценке состояния деловой среды и коррупции в России в рамках проекта BEEPS. Исследование проводилось в 37 регионах страны среди 4,2 тысячи компаний. Наиболее интересные данные касаются взаимодействия бизнеса и госструктур. Так, за последние три года коррупционный налог снизился с 1,7% до 0,9% и незначительно изменилось количество предпринимателей, которые сталкиваются с вымогательством взяток со стороны сотрудников электросетей (17-18%) и поставщиков воды (11%). Зато существенно снизилось количество денежных «поощрений» ответственных чиновников при строительстве. Реже стали требовать денег при налоговых проверках и осуществлении импортных поставок. В необходимости выплат госструктурам уверены 26% владельцев бизнеса, еще 10% считают, что надо «отстегивать» таможне, а 9% – налоговой службе. Гораздо чаще предприниматели стали говорить о том, что необходимо платить в судах. Всего 27% опрошенных компаний считает суды в стране некоррумпированными и справедливыми. При этом, по данным Всемирного банка, больше половины опрошенных признали, что платежи и подарки чиновникам неэффективны. Но при этом увеличился размер отката от госконтракта, выплачиваемого в качестве взятки за его получение – с 11,5% до 15%.
За последние три года увеличилось среднее время для получения лицензий и разрешений от электросетей с 59 дней до 120, в строительстве – с 104 до 130 дней, при импортных поставках – с 30 до 47 дней.
Источник: Всемирный банк
«Стоит оговориться, что в абсолютном выражении коррупции в стране нисколько не убавилось», – поясняет аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. – Убавилось лишь количество «откатов» от предпринимателей, что говорит о том, что меры правительства по борьбе с этой острой проблемой начинают давать некоторые плоды». При этом, по его мнению, коррупцию в деловой среде все больше воспринимают не как нарушение закона, рэкет или вымогательство, а больше как дополнительный налог или даже услугу. «А как и всякая услуга, в случае появления каких-либо рисков, плата за нее будет расти. Просто не всем предпринимателям под силу взять новую планку таких откатов», – считает Нарек Авакян, объясняя повышение платы за «услуги» коррупционеров.
Кстати, Челябинская область, согласно индексу «Опоры России», по уровню свободы от коррупции находится на 16 месте среди 39 регионов. При этом в рейтинге препятствий развитию бизнеса коррупция находится всего на пятом месте. Только 9% опрошенных южноуральских предпринимателей считают коррупцию препятствием для ведения бизнеса. Как пояснил председатель комитета по промышленной политике регионального отделения «Опоры России» Денис Константинов, сигналы о прецедентах вымогательства в регионе поступают и организация с привлечением соответствующих органов активно с этим процессом борется. По его словам, «Опора России» в прошлом году приняла антикоррупционную хартию, согласно которой при выявлении случаев взяточничества среди членов организации они исключаются. Общественник также призвал всех бизнесменов, которых ущемляют в правах и подвергают коррупции, смело обращаться в правоохранительные органы.
По мнению челябинских предпринимателей, взяточничество – неотъемлемая часть бизнеса. «На мой взгляд, Россия исторически завязана на взятках, начиная с самых верхов, еще со времен Екатерины», – считает индивидуальный предприниматель Павел Буньков. По словам директора сети магазинов «Ремонт и стройка» Елены Шутан, бизнес без откатов не построишь. «Большую роль играет менталитет в тандеме с особенностями российского законодательства», – считает предприниматель. Причем со слов бизнесменов становится понятно, что откаты стали приемлемой манерой поведения не только в отношениях бизнеса и власти, но и среди самих предпринимателей. «Когда мне нужно заключить сделку, и я ничего не теряю, заплатив определенный процент отката, я иду на это. Если ты знаешь, что получишь результат, но при этом отдашь часть прибыли, то, как и в любом бизнесе, оцениваешь все плюсы и минусы. Альтернатив немного: либо ты проводишь сделку с откатом, либо не проводишь совсем. Это норма жизни», – поясняет Елена Шутан. Исполнительный директор салона свадебной моды «ДиваЭль» Екатерина Рулева считает, что важно учитывать и психологические особенности. «Не каждый человек умеет давать взятки. Возможно, эта способность как-то помогает в работе, облегчает ее, особенно на этапе старта бизнеса и завязывания отношений. Но я, к сожалению, не из этой категории людей», – говорит Екатерина Рулева. По ее словам, у компаний, которые давно работают на рынке, уже сложились довольно прочные отношения со многими партнерами. «Мы, как и любая компания, делаем небольшие презенты на праздники, но назвать это взяткой я бы не решилась», – добавила Екатерина.
Аналитики все же уверены, что вести бизнес без коррупции в России, в принципе, можно. «Но в этом случае рассчитывать на добросовестное исполнение своих обязанностей со стороны чиновников «в случае чего» не приходится», – поясняет Нарек Авакян. По словам индивидуального предпринимателя Павла Бунькова, начинать искоренять взяточничество нужно с азов. «Важно не только проводить работу с теми инстанциями, куда обычно направляется поток взяток, но и ликвидировать привычку потворствовать коррупции со стороны самих граждан», – считает старший аналитик аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желнова. Однако, по ее мнению, осуществление предпринимательской деятельности без «доплаты» для ускорения процесса в ближайшее время вряд ли возможно реализовать.