Давно ходившие слухи, судя по всему, оказались правдой: крупнейший в мире интернет-магазин Amazon.com приходит в Россию. Точные сроки запуска проекта пока не называются, но знающие люди прочат открытие магазина к последнему кварталу 2013 года. К каким последствиям может привести появление Amazon на российском рынке?
На данный момент жители России могут заказывать на американском или английском сайтах Amazon.com только ограниченное число товаров: книги, аудио-, видеопродукцию и одежду. По статистике, услугами крупнейшего мирового интернет-магазина пользуются около 1% россиян. Неудивительно, что американская компания решила расширить свою деятельность.
«Вероятно, основная мотивация для начала полноценной экспансии – это в первую очередь существенный размер российского рынка e-commerce, который уже достиг значительных масштабов и при этом по-прежнему сохранят огромный потенциал роста, демонстрирует впечатляющую динамику развития, – отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
В Роспатент уже подана заявка Amazon на регистрацию товарного знака. Судя по заявленным категориям (электронное хранение текстов, литературных произведений, изображений, визуальных работ; хранение изображений, текстов, видео и аудиоданных; хранение и доставка товаров и тому подобное), о полноценном интернет-магазине в России, где можно будет покупать все виды товаров, речи пока не идет.
Скорее всего, интернет-магазин начнет свою деятельность только с продажи цифрового контента (электронные книги, аудио и видео) и планшетов Kindle. По аналогичной модели Amazon работает в Бразилии. Директор компании «Литрес», распространяющей лицензионные электронные книги в России и странах СНГ, Сергей Анурьев полагает, что в первое время Amazon будет продавать исключительно электронные книги для читалок и планшетов. Торговля бумажными книгами потребует от Amazon более существенных инвестиций. По мнению эксперта, в Россию Amazon придет не раньше сентября-октября 2013 года.
Источники на российском книжном рынке подтвердили информацию о том, что главой российского представительства Amazon станет Аркадий Витрук, бывший генеральный директор издательской группы «Азбука-Аттикус». Свое назначение он пока официально не подтверждает, пресс-служба компании Amazon также обходится без комментариев.
Некоторые эксперты в свою очередь уже высказались о том, что во главе российского филиала американская компания хочет видеть представителя издательского бизнеса по той причине, что он может поспособствовать заключению выгодных договоров с издательствами. По правилам, в интернет-магазине должно быть представлено около 80% русскоязычного контента: для этого компании Amazon придется покупать права на российские издания.
Издатель Вадим Мещеряков опасается за местные предприятия. «Издателям (крупным) придется очень сильно договариваться с «Амазоном» по условиям. И договорятся. На условиях «Амазона», – пишет Мещеряков.
Между тем российские пользователи мало приучены к тому, чтобы книги в электронном виде покупать. По данным исследовательского агентства Romir, только 15,3% россиян, читающих электронные книги, платят за их скачивание. Все остальные находят способ загрузить эти книги бесплатно.
Известный литературный критик и писатель Лев Данилкин с восторгом отнесся к известию о появлении Amazon на российском рынке. По его словам, возникнет четкий центр книжной индустрии, на который смогут ориентироваться все участники рынка. «Киндлизация» страны. Дешевый престижный гаджет. Рост чтения. Доступность практически любой книги в одном месте в один клик», – эти и другие последствия прихода Amazon в Россию привел Данилкин.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин также отмечает плюсы этого грядущего события для наших пользователей. «Для российских потребителей появление еще одного крупнейшего игрока индустрии, а значит и расширение предложения, и дальнейшее насыщение конкурентной среды, безусловно, факторы позитивные», – говорит эксперт.
Перспективы Amazon в России эксперты оценивают на «отлично». «Сильный бренд, значительные ресурсы и компетенции помогут уже в среднесрочной перспективе занять сильные рыночные позиции и, вполне вероятно, заметно потеснить ближайших конкурентов», – добавляет Максим Клягин.
Напомним, что Amazon.com не первый мировой интернет-магазин, пришедший в Россию. Летом 2012 года компания eBay открыла представительство в Москве, во главу которого встал экс-руководитель российского Google Владимир Долгов.
Компания Amazon основана в 1994 году и сейчас насчитывает 88 400 сотрудников. Официально крупнейший интернет-магазин представлен в США, Великобритании, Бразилии, Германии, Испании, Италии, Канаде, Китае, Франции и Японии. В настоящее время интернет-магазин продает 34 категории товаров, в том числе бытовую электронику, продукты питания, детские игрушки, спорттовары и др. В 2012 году оборот Amazon составил 61 миллиард долларов.