Бизнес УФАС прошлось по конкуренции

УФАС прошлось по конкуренции

Антимонопольщики выделили несколько ярких тенденций в сфере конкуренции на Южном Урале. Сегодня, 30 мая, на внеочередном заседании общественно-консультативного совета при Челябинском УФАС России на обсуждение был вынесен доклад. Для нашего региона, впрочем, как и для всей России, по-прежнему характерны сговор при размещении госзаказов, переименование компаний, занимающих на рынке доминирующее положение, как способ избавиться от статуса монополиста, барьеры для малого бизнеса при подключении к источникам электроэнергии и другие проблемы.

Непобедимый сговор

Контролируя сферу муниципальных торгов и госзаказов (внеплановые проверки и рассмотрение жалоб), ФАС таким образом оказывает поддержку бизнесу. По словам руководителя челябинского УФАС России Анны Козловой, только в 2012 году проведено около 500 проверок – по поручениям прокуратуры и обращениям бизнесменов. По статистике, около половины жалоб оказались обоснованными. Соответственно, нарушители привлечены к административной ответственности, а законные интересы подателей жалоб защищены. Кстати, в большинстве случаев в антимонопольный орган обращаются субъекты малого и среднего бизнеса.

«Мы рассчитывали, что при введении электронных аукционов сговоры на торгах прекратят свое существование как нарушение, однако этого не произошло, – комментирует Анна Козлова. – При электронных торгах сговоры также имеют место. И поэтому сегодня центральный аппарат ФАС и территориальные органы ведут активную работу по выявлению и пресечению именно соглашений на торгах, закупках для государства и муниципальных нужд. Но это не только договоры между участниками, так называемые картельные соглашения. В практике Челябинского УФАС выявлены такие соглашения, когда организатор торгов, то есть заказчик, вступал в некоторые согласованные действия или антиконкурентные соглашения с участниками: еще до подведения итогов аукциона компании начинали работать либо полностью выполняли выставленные на торги заказы».

Руководитель челябинского антимонопольного ведомства напомнила, что в прошлом году введена новая статья 18.1 закона «О защите конкуренции», которая позволяет хозяйствующим субъектам, чьи законные права и интересы при организации торгов были нарушены, обратиться в УФАС с соответствующим заявлением, которое в течение семи дней будет рассмотрено. УФАС имеет право при выявлении нарушения аннулировать торги.

«Эта норма закона сегодня очень эффективно действует, количество обращений в антимонопольный орган с жалобами на торги постоянно растет, – акцентировала Анна Козлова. – Если за весь прошлый год таких обращений было не более 50, то в этом году их уже гораздо больше».

Легкий способ «избавиться» от монополиста

Еще один вопрос, рассмотренный специалистами УФАС, связан с уходом от статуса монополиста компаниями, занимающими на рынке доминирующее положение или являющимися естественными монополиями.

«Мы считаем, что со сменой названия или реорганизации с переходом всех прав и обязанностей статус монополиста теряться не должен, – высказался руководитель комитета по промышленной политике совета ЧРО «Опора России» Денис Константинов. – И никакие повторные экспертизы для таких организаций и предприятий проводиться не должны. А эту практику сегодня компании используют очень часто. Из нашумевших – «Ростелеком» и «Новатэк».

Как пояснила Анна Козлова, эту проблему специалисты антимонопольного ведомства намерены обсудить на семинаре в Кургане в ближайшее время. «Но автоматом присуждать статус монополиста не получится, поскольку это противоречит всем подходам и позициям УФАС, – отметила она. – Мы намерены предложить другой выход. Когда антимонопольный орган проводит согласование сделки с участием компании-монополиста, то для повторного исследования рынка нам требуются определенные временные затраты. Учитывая это, хотим предложить считать компанию в течение года-полутора лет доминирующей. Тем временем УФАС исследует рынок, пройдет, может быть, через какие-то судебные обжалования, после чего статус закрепится или нет. А автоматом такой статус прикреплять нельзя, потому что с изменениями в документах компании могут расшириться и границы рынка».

Представитель «Опоры России» заявил, что готов поддержать инициативу УФАС. «Этот срок – очень оправданное предложение, потому что стоимость перерегистрации и реорганизации предприятия – копейки по сравнению с тем ущербом, который будет нанесен экономике региона в результате того, что монополист выйдет из-под контроля ФАС», – акцентировал Денис Константинов.

Преграды для новичков энергобизнеса

Подключение к энергомощностям для малого предпринимательства зачастую длится гораздо более полугода – это само по себе проблема. В свою очередь, сетевые компании и бизнесмены нередко сталкиваются со всевозможными административными процедурами, что значительно увеличивает сроки согласования документации, отведенные законом.

«Основная загвоздка для энергосетевых компаний не в дефиците энергомощностей, а в оформлении разрешительной документации, – поясняет Денис Константинов. – Существует множество правил и законодательных норм, в числе которых – необходимость кадастровой оценки и перевода земли из одной категории в другую, а также перевод вида разрешенного использования земли».

Согласно действующему законодательству, сетевые организации должны подключить представителя малого бизнеса в течение шести месяцев. Этот срок включает и оформление документов, и сами работы. «Но если на техническую часть требуется от силы недели две, то бумажная волокита традиционно растягивается месяцев на восемь, – продолжает г-н Константинов. – Причина этого – в неурегулированности взаимоотношений в части земельного законодательства. Ведь даже когда по всей территории промышленного предприятия проходит сетевое хозяйство, для точки подключения ему требуется перевести земли промышленности в статус земель энергетики. Есть еще множество своеобразных тонкостей и несовершенств законодательства, влияющих не только на скорость подключения к мощностям, но и в целом на получение разрешения».

По мнению респондентов сайта, неразбериха с электроэнергетикой в градостроительном и земельном законодательствах – основная причина неисполнения сроков. «Как это все улучшить, мы знаем, – рассказал Денис Константинов. – «Опора России» в ближайшее время вынесет на обсуждение в УФАС предложение с профессиональным указанием нормативных актов и необходимыми изменениями в них, направленных на улучшение ситуации».

Возникает у бизнеса и другая проблема, связанная с точками подключения: когда по льготному тарифу малые предприятия подключают не к ближайшему сетевому источнику электроэнергии, а к удаленному, поясняя это наличием именно там достаточных мощностей. «Но речь идет о мощности до 15 кВт! – восклицает Денис Константинов. – Недавно член «Опоры России» подал заявление в челябинский антимонопольный орган: ему предложили подключение к электроподстанции на расстоянии не 80, а 200 метров. Соответственно, и стоимость работы возросла с 15 до более 300 тысяч рублей. А это явно нарушает права предпринимателя и выходит за рамки действующего законодательства».

Как заверила Анна Козлова, прозвучавшие на внеочередном заседании общественно-консультативного совета при Челябинском УФАС России предложения, будут направлены на обсуждение и рассмотрение в ФАС России. «Мы надеемся таким образом повлиять на развитие ситуации», – заключила она.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления