Утро понедельника. В «американском» офисе областной сети газет «Метро74», где рабочие места отделены друг от друга невысокими перегородками, очень спокойная обстановка – сотрудники заняты своими задачами, никакой беготни туда-сюда, а самые громкие звуки издает, пожалуй, лишь кофейный аппарат. Не нарушает этого спокойствия и появление молодого человека в черной футболке и с легкой небритостью на лице; он вполголоса проговаривает какую-то тему с одним из сотрудников и, взглянув на часы, приглашает меня в переговорку. Это руководитель компании Дмитрий Борщёв, известная фигура в местном издательском бизнесе. Партнеры и клиенты уважают его за креативность и настойчивость в достижении целей. Сегодняшний повод для разговора тоже внушает уважение – 4 июля на торжественной церемонии в Москве Борщёв получил национальную премию «Медиа-менеджер России – 2013».
– Премию вам вручили, как гласит официальная формулировка, «За эффективное управление и интенсивное развитие сети газет «Метро74». Но если своими словами – за какие заслуги вам дали «Медиа-менеджера», как считаете?
– «Метро74» – единственный подобный проект в стране. Есть несколько самостоятельных газетных сетей, но с другой спецификой. Например, «Блокнот»: у них, кажется восемь газет, которые выходят в крупных городах юга России. А «Метро74» не идет на крупные рынки, мы покрываем средние и малые города. Вообще, соискатели премии «Медиа-менеджер» – это в основном москвичи, медиа федерального масштаба. Например, лауреатами премии в этом году стали гендиректор телеканала СТС Вячеслав Мурогов и главный редактор «РИА Новости» Светлана Миронюк. Большая честь находится в одной компании с такими личностями. Региональным медиа очень непросто попасть в список номинантов, и тем более пробиться в число лауреатов. Чтобы тебя заметили и оценили, нужно сделать что-то особенное. Так вот, наша уникальность в том, что мы начали издавать бесплатные газеты там, где до нас этого никто не делал – в малых и средних городах.
Сеть бесплатных информационно-рекламных газет «Метро74» включает в себя 21 издание, распространяется в 63 городах Челябинской области и Башкортостана. Совокупный еженедельный тираж газеты «Метро74» – 440 400 экземпляров. В 2006, 2007 и 2008 гг. «Метро74» признавалась Национальной тиражной службой (НТС) лучшей региональной газетой страны, а в 2011 и 2012 – лауреатом премии «Тираж – рекорд года» в номинации «Крупнейшая в России сеть газет в малых и средних городах». Официальный сайт: Metro74.ru.
– Эта награда дает основания рассчитывать на какие-то преференции?
– Какие тут могут быть преференции? Для меня эта премия – просто признание профессионалов. Несмотря на то, что мы далеко от федерального центра, происходящее в регионах интересует Москву, и это приятно сознавать. Два-три раза в год меня просят выступить на каких-то плановых медийных мероприятиях, общаемся с коллегами, обсуждаем тенденции. И я заметил, что людей, которые знают о нашем проекте, становится все больше. В общем, это признание – как толчок дальнейшему развитию. Концепция показала свою состоятельность, значит, мы двигаемся в правильном направлении.
– Сколько сегодня изданий в сети «Метро74»?
– 21 газета, распространяются в 63 городах. Причем не только в Челябинской области, но и в Башкортостане. В этом году у нас появилось четыре новых газеты: в Еманжелинске, Учалах, Белебее, Туймазах. Впрочем, учитывая, что мы сейчас стараемся «дробить» издания, то «Метро74» в Еманжелинске – это скорее ремейк коркинской газеты, которую мы раньше распространяли еще и в Еманжелинске. Но она там не прижилась. Мы и тираж увеличивали, и рассылку по почтовым ящикам расширяли, но газета так и осталась коркинской. Поэтому и решили открыть в Еманжелинске самостоятельное издание с расчетом на местных жителей. Выходит вот уже три-четыре месяца. Думаю, к осени достигнем и нужного коммерческого эффекта, и стабильного интереса со стороны читательской аудитории.
– А прекращать выпуск газеты в каких-то городах не приходилось?
– Нет, до такого не доходило. Конечно, не всегда все было гладко, но проблемы нас не останавливали... Сегодня мы стараемся глубже анализировать ситуацию: если раньше интенсивно выходили на рынки и расширяли зону покрытия, то сейчас развиваемся умеренными темпами. Изучаем конкурентную среду, особенности города, и если видим в нем потенциал, тогда выходим на рынок.
– Менять имидж не собираетесь?
– Да, мы сейчас проводим масштабный рестайлинг по всей сети. Ключевые принципы остаются прежними, но обновление необходимо. Во всем мире газеты постоянно меняются: становятся более современными стилевые решения, меняются формы подачи информации... И мы, конечно, следим за трендами. Экспериментальной площадкой для рестайлинга выбрали Сатку, там газета уже выходит в обновленном виде. Во-первых, разработан новый логотип в строгом стиле, где преобладает черный цвет. Во-вторых, газета теперь печатается в формате D-3. Другое интересное новшество – принцип «газета в газете». Благодаря этому решению гораздо больше клиентов смогут разместить свою рекламу на обложках. Эксперимент продолжается, отзывы партнеров и клиентов хорошие. В самое ближайшее время обсудим все плюсы и минусы, отточим стилевые решения и будем внедрять нововведения по всей сети.
– Имеете виды на развитие проекта в Интернете?
– От интернета никуда не денешься, есть задумки на этот счет. Но я предпочитаю не спешить с развитием этого направления. Вот почему интернет хорошо работает в больших городах? Потому что много офисов. Целевая аудитория интернет-рекламы – этот как раз офисные работники. А много ли офисов, например, в Усть-Катаве? Да их там практически нет. И такая же ситуация в большинстве других малых городов. Поэтому создание какой-то локальной платформы с расчетом на зарабатывание денег в таких масштабах вряд ли будет оправдано. Между тем у нас сегодня очень понятная концепция, эффективная и в плане обеспечения контакта с аудиторией. Какой сайт может похвастать тем, что «заходит» в каждую квартиру?
– Но рано или поздно интернет одержит безоговорочную победу над печатными изданиями. Время терпит?
– Что такое время? Оно для всех одинаково, семь дней в неделю по 24 часа в сутки, в этом плане мы все равны друг перед другом. На ближайшие годы мы выбрали путь умеренного, но качественного развития. Если создаем продукт, он должен быть рентабельным. А у бесплатных газет еще долгое время будет своя аудитория – правда, над тем, чтобы сохранить лояльность к изданию, надо работать. Кстати, наши ивент-проекты как раз на это и рассчитаны. В городах, где издаются газеты «Метро74», мы регулярно проводим масштабные мероприятия: фестиваль дворового футбола «МЕТРОШКА», областной турнир «МЕТРОБОЛ», конкурс красоты «МЕТРОStar» и другие. Для нас эти проекты имеют стратегическое значение, мы вкладываем в них очень много усилий. Эти мероприятия на слуху, о них знает весь город – в этом суть. Они должны быть яркими и запоминающимися, это стимулирует лояльность к бренду и подпитывает интерес к основному проекту – и со стороны читательской аудитории, и со стороны потенциальных рекламодателей.
– Как сказал Конфуций: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Вам нравится ваша работа?
– Медиа – это мой образ жизни! Я очень люблю свое дело, этим живу. И здорово, что оно еще и экономически эффективно.