Производство эмульсионных взрывчатых веществ для горнодобывающей промышленности будет налажено в Еткульском районе Челябинской области. В проект общей стоимостью 15 миллионов евро инвестирует компания Thum Beteiligung GmbH из Германии, ввод в эксплуатацию запланирован на 2014 год. Российские участники проекта обещают хорошие цены и высокое качество буро-взрывных работ. Эксперты Сhel.ru считают, что потенциал сбыта сулит проекту богатые перспективы, однако новому игроку придется побороться за свое место на этом конкурентном рынке.
Как стало известно сайту Chel.ru, завод по производству эмульсионных взрывчатых веществ (ЭВВ) будет построен близ поселка Еманжелинка Еткульского района, в 48 километрах от Челябинска. Планируемые объемы производства – 30 000 тонн материала в год (включая патронированные взрывчатые вещества). Предприятие расположится на территории общей площадью в 150 гектаров, предполагается создание 150-200 рабочих мест. Строительство завода оценивается в 15 миллионов евро, на сегодняшний день вложено около трети этой суммы, будущей зимой сюда начнут завозить оборудование.
«Площадка под строительство уже готова, все переговоры проведены, – сообщил обозревателю Chel.ru первый заместитель главы Еткульского района Александр Антаков. – Сейчас этот проект на стадии получения технических условий: идет подключение электричества и газа, определяется время строительно-монтажных работ».
Эмульсионные взрывчатые вещества относятся к классу аммиачно-селитряных, точнее – игданитов. Кроме аммиачной селитры и натриевой селитры, в их состав входят нефтепродукты (нефть, машинное масло, дизельное топливо) и различные стабилизирующие добавки. Изготовление ЭВВ происходит непосредственно на месте будущего взрыва: компоненты смешиваются в специальных устройствах и по очереди заливаются в скважину. Консистенция эмульсионного ВВ сметанообразная. Кислородный баланс взрывчатой смеси легко регулируется при производстве, поэтому вредные выбросы при взрыве можно свести к минимуму (взрывы с применением ЭВВ дают в 10-30 раз меньше вредных выбросов,чем тротилсодержащие).
ЭВВ уже давно используются во всем мире при промышленных взрывах в горнодобывающей промышленности, эти вещества превосходят тротил и тротилосодержащие вещества по целому ряду характеристик. Что касается производства, которое будет налажено в Еткульском районе, то, по словам инвесторов, «это будет самый современный завод в стране». «Немцы используют собственную технологию, аналогов которой не существует, – рассказал инициатор проекта, один из соучредителей ООО «РуссВзрыв» Салим Шарыпов (по данным ЕГРЮЛ, другим учредителем фирмы с 50-процентной долей участия является Йоханн Касперски, представитель Thum Beteiligung GmbH). – В мире всего несколько носителей этой технологии, в том числе Касперски, который построил 18 таких заводов по всей Европе».
К основным преимуществам этой технологии относят способность варьировать скорость детонации ЭВВ от полутора до семи-восьми километров в секунду, возможность буро-взрывных работ при минусовых температурах до 46 градусов, а также полную автоматизацию процесса. По словам Шарыпова, клиентам нужно будет только «нажимать на кнопочку». Другой важный момент – безопасность материала. Класс опасности эмульсионной взрывчатки – 5.1 (для сравнения: тротил и нитроглицерин имеют класс 1.1). ЭВВ как конечный «взрывной продукт» образуется только в заряженных скважинах. Похищать готовые ЭВВ в случае их отказа при ведении взрывных работ бессмысленно, так как они имеют весьма непродолжительный срок хранения.
К слову, их можно использовать в качестве минерального удобрения. «Поэтому повешу на ограждении завода баннер со словами: «Граждане террористы, просим вас не беспокоиться, эта взрывчатка не взрывается», – шутит директор компании «РуссВзрыв». Что касается стоимости ЭВВ, то рынок обещают «не ломать».
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов называет заявленные характеристики продукции «весьма интересными». «Многие инфраструктурные проекты и масштабные проекты добычи полезных ископаемых в ближайшие годы будут осуществляться в Сибири и на Дальнем Востоке, макрорегионах с суровым климатом и непростыми геологическими условиями, то есть там, где характеристики этих взрывчатых веществ могут проявиться наилучшим образом, – говорит он. – Так что и выбор места производства с этой точки зрения грамотен, и рынок сбыта для этой продукции уже создан».
Предполагаемые сроки окупаемости проекта в Еманжелинке не уточняются, но Шарыпов говорит: «Очень быстро. Если бы это было невыгодно, немцы не стали бы вкладывать такие деньги». По оценке Дмитрия Баранова, примерный срок окупаемости такого проекта может составить от трех до пяти лет с момента полного запуска производства. А риски стандартные. Во-первых, финансовые – не исключено, что строительство завода обойдется намного дороже, что повлияет на сроки окупаемости. Во-вторых, риски административного характера, то есть проект может лишиться статуса наибольшего благоприятствования, и его будут всячески «притеснять». «Кроме того, не стоит забывать, что такое производство является чрезвычайно опасным, и для обеспечения всех мер безопасности владельцам предстоит вложить дополнительные средства, – говорит г-н Баранов. – Нужно будет и получить массу самых разных согласований и разрешений, что также может повлиять на удорожание проекта».
Инвесторы уверены в максимальной загрузке производственных мощностей и уже сейчас, когда еще не построен первый завод, задумываются о строительстве новых предприятий, поближе к разработкам месторождений – в Курганской области, Казахстане и так далее. По словам генерального директора ООО «Кэмп» Якова Гуревича, раз уж немцы взялись за строительство завода, то, скорее всего, с кем-то из крупных потенциальных потребителей уже достигнуты предварительные соглашения. «Иначе было бы рискованно выходить на такой конкурентный рынок, – говорит он. – А что касается организации подобных производств на других территориях, то мне это кажется немного странным, потому что взрывчатка перевозится на любые расстояния, тут никаких проблем нет».