Бизнес Владимир Туров, эксперт по экономической безопасности: «Ходорковский сидит не за налоговые схемы»

Владимир Туров, эксперт по экономической безопасности: «Ходорковский сидит не за налоговые схемы»

Известный московский юрист, бизнес-консультант еще на взводе – он практически весь день читал лекции, похоже, немного устал от разговоров, но старается не подавать вида. Когда кто-то из его коллег напоминает об отдыхе, отрицательно качает головой: «Нет, я свой тумблер чуть позже выключу, хорошо?». Почему не нужно бояться «пугала» Ходорковского, каковы признаки недобросовестного бизнеса и как вести себя во время налоговой проверки – об этом Владимир Туров рассказал в эксклюзивном интервью Chel.ru.

Не так страшен Ходорковский

– Владимир, подскажите, чего нельзя делать предпринимателям, чтобы их не посадили, как Михаила Ходорковского и Платона Лебедева?

– Первое, что все мы должны понимать, – эти ребята сидят не за налоговые схемы. Что касается первого уголовного дела, то я не поленился и потратил черт знает сколько времени, чтобы по максимуму разобраться в теме. Сидел с утра до ночи и вырисовывал те схемы, которые использовали Ходорковский и Лебедев. Насчитал 17 штук. Например, схема с ЗАТО, где они открывали фирмы с целью трансфертного ценообразования – продавали в эти компании нефть по сниженной цене, делали там большую торговую наценку и дальше продвигали по высокой стоимости. Прибыли освобождались от налогов, а поскольку в этих фирмах числились инвалиды, действовали еще и инвалидные преференции. Хотя на самом деле там работали сотрудники ЮКОСа на полставки.

Да, косяки были. Но, во-первых, с юридической точки зрения так можно было делать, во-вторых, так делали все. Спрашивается, почему другие олигархи не сидят? Когда Михаилу Барщевскому (полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях, доктор юридических наук. – Прим. автора) в эфире «Эхо Москвы» задали этот вопрос, он ответил, что Ходорковский сидит не за налоговые схемы, а за нарушение «шашлычного пакта». По его словам, Путин однажды пригласил олигархов на шашлык и во время этой встречи попросил их не заниматься политикой – не покупать посты губернаторов, министров и так далее. В общем, не наглеть до такой степени. И все олигархи к его словам прислушались, кроме Ходорковского. Потом у Путина и главы ЮКОСа была еще одна возможность пообщаться, и эту встречу показывали по «зомби-ящику». Показывали, конечно, выборочно. По словам Ходорковского, Путин попросил его, чтобы ЮКОС не финансировал оппозицию. А олигарх сказал: «ЮКОС ее не финансирует, это делаю я из своих личных средств». Потом добавил, что таким же образом финансирует и коммунистов, и «Яблоко». Путин тогда на это промолчал.

В 2010 году Михаил Ходорковский был приговорен к 14 годам лишения свободы по обвинению в хищении нефти и легализации незаконных доходов. Затем наказание было смягчено на год, а позже – еще на два.

– То есть других мотивов, кроме политических, в его деле не было?

– Есть интересный момент: по информации, которой я располагаю, Ходорковский должен был заключить контракт с одной крупной европейской компанией на строительство нефтепровода на Восток, и, если бы он был подписан, то Ходорковский вышел бы за пределы юрисдикции России. По сути, стал бы «надгосударственным» человеком... Так или иначе мое личное мнение – он пострадал из-за того, что нарушил правила корпоративной игры. А налоги тут вообще не при чем. Кроме схемы с ЗАТО, там и придраться-то не к чему. Например, Ходорковского обвинили в краже акций завода «Апатиты». Чушь полная! Если мы внимательно изучим материалы уголовного дела, то увидим, что в конце концов деньги за эти акции получил Минфин. Или его еще обвиняют в организации убийства мэра Нефтеюганска, в том, что он финансировал чеченских террористов. Да, все верно, ЮКОС финансировал террористов – но это было до того, как компания стала принадлежать Ходорковскому. Около половины всех объемов нефти, добываемой в том регионе, шло мимо кассы, с этих денег Чечня и кормилась. А Ходорковский эту лавочку прикрыл, и в итоге мэр Нефтеюганска не смог выполнять обязательства перед теми людьми, с которыми у него были договоренности...

– А теперь ходят слухи, что на Ходорковского могут завести и третье уголовное дело. В интервью журналу «Нью-таймс» он сказал, что если бы перед арестом мог предвидеть свою судьбу, то застрелился бы...

– Давайте посмотрим шире, к чему все это приводит. Вот пример. Дмитрий Медведев, будучи президентом, попросил создать комиссию из великих ученых мужей и сделать оценку второго уголовного дела. То есть уже после того, как Ходорковского посадили. В эту комиссию вошел ведущий российский экономист, экс-ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. И все эти ученые мужи выносят решение, что Ходорковский сидит по второму уголовному делу зря. А после того, как Медведев уходит с поста президента, следственный комитет начинает таскать на допросы всех членов комиссии, у Гуриева изымается личная электронная почта за последние пять лет, и так далее. В начале мая Гуриев едет за границу, ему звонит друг из ФСБ и советует не возвращаться, дескать, будет хуже. В итоге лучший экономист мира вместе с женой живут сейчас во Франции. Вот чего мы добились.

А фигуру Ходорковского сейчас используют в качестве пугала. Налоговая считает, что это более убедительно – угрожать пальчиком, упоминая налоговые схемы и человека, который «доигрался». Чтобы люди думали: ну, раз уж такую птицу посадили, то меня и подавно. Не бойтесь, его не за схемы посадили!

Крысиные бега

– На сколько фирма может снизить налогооблагаемую базу законными путями?

– Страховые взносы на абсолютно законных основаниях можно снизить в два-три раза. Налог на прибыль вообще можно не платить, я уж молчу про налог на «упрощенке»... В нашей стране популярны только две схемы – зарплата в конвертах и обнал. На самом деле возможностей масса: минимум три законных способа снижения НДС, 20 – по налогу на прибыль и по страховым взносам... Используются аутсорсинг, прямые и обратные агентские схемы, толлинговые схемы, трансфертное ценообразование, вексельные схемы, факторинг, аутстаффинг в конце концов...

Нередко управленцы обвиняют в безграмотности бухгалтеров. Но если они хорошо знают ПБУ и отчетность, им только за это нужно памятник поставить! А мы заставляем бухгалтера и Уголовный кодекс чтить, и Уголовно-процессуальный, и Гражданский, и договорное право... Что мы хотим от бедолаги, у которого постоянные крысиные бега, как у Роберта Кийосаки (автор популярной книги «Богатый папа, бедный папа», в которой говорится о круге «крысиных бегов». – Прим. автора). Он бегает по кругу, ему некогда даже голову поднять! Да он же боится всего – за зарплату в 30 тысяч рублей ходит под уголовными статьями, а директора из-за собственной безграмотности заставляют его еще и оптимизацией заниматься.

– Что, по вашему мнению, провоцирует интерес со стороны налоговых органов? Каковы главные признаки недобросовестности бизнеса?

– На первом месте – связь с «обнальными конторами». Это ключевая вещь с точки зрения привлекательности для полиции и налоговиков. А сами «обнальные конторы» можно вычислить по таким характеристикам: помещения нет ни в аренде, ни в собственности, в штате ни одного человека, учредитель и директора – бомжи, реальная экономическая деятельность не ведется. Как правило, даже налоговые декларации не сдаются, а если сдаются, то не соответствуют завяленным по расчетному счету оборотам. И последнее – эту организацию нигде не найдешь.

К другим признакам недобросовестности относятся постоянные заявки на возмещение НДС, заниженные объемы налогооблагаемой базы по налогу на прибыль... Кстати, сейчас при отборе фирм для налоговой проверки ФНС действует такой критерий: налог на прибыль, заплаченный в бюджет, делим на обороты компании без НДС и умножаем на 100 – если у вас производственная фирма и полученная цифра будет меньше трех процентов, то вас вызовут на комиссию в налоговую.

Итак, внимание налоговых органов обязательно привлекут связь с «обнальными конторами», заниженная налогооблагаемая база и, соответственно, завышенный вычет по налогу на добавленную стоимость. Да, чуть не забыл – конечно же, зарплата в конвертах. Но у нас налоговики и пенсионный фонд к этому способу уже привыкли: если уж слишком низкая зарплата, то проверку не посылают, сначала пожурят слегка, попросят поднять...

– Как предпринимателю нужно вести себя, если в компанию пришла налоговая проверка?

– Первое правило – не паниковать! Силовики любят повторять: «То, что вы еще не сидите, это не ваша заслуга, а наша недоработка». Но даже если речь зашла об уголовном деле, времени будет вполне достаточно, чтобы все исправить.

Второе правило – не бравируйте своими связями, только хуже себе сделаете. Если есть связи, лучше воспользуйтесь ими после проверки. Третье – при любой возможности включайте «дурака»: забыл, не помню, оставьте запрос и так далее. Четвертое – не оставляйте проверяющих один на один со своими сотрудниками. Пятое – если идет досмотр, изъятие или что-то в этом роде, то это должно происходить в присутствии как минимум двух понятых, не заинтересованных в исходе проверки. Если заметили что-то подозрительное, просите их заменить. Шестое – не отказывайтесь подписывать акты и протоколы, это бессмысленно. Лучше всего написать в этом протоколе все, что думаете об этой проверке. Если вам показалось, что проверяющий моргнул правым глазом, что могло означать попытку вымогательства взятки, так и пишите. (Улыбается.) Если сильно нервничали и поэтому не можете вспомнить, разъясняли вам ваши права или нет, записывайте.

Седьмое правило – не надо устраивать искусственный антагонизм, угрожать «всех посадить». Сохраняйте спокойное консервативное поведение. Восьмое – проверяйте удостоверения личности у проверяющих. На предприятии должна быть книга проверок, и надо предложить проверяющим записаться в ней. Другой важный момент – если это жесткая проверка, включайте диктофон и записывайте все подряд. Запретить вам этого не могут. Если средней жесткости, то поставьте возле каждого проверяющего по одному сотруднику, и пусть они ходят следом и записывают все, что видят. Вся эта информация понадобится адвокатам, чтобы грамотно обосновать защиту.

Невидимая рука

– Какие из летних нововведений в Налоговый кодекс можно считать самыми неприятными для бизнеса?

– Очень рекомендую бизнесменам открыть и внимательно почитать подпункт 2 пункта 2 статьи 45 НК. А потом соотнесите этот подпункт со статьями 10, 61.2 и 61.3 федерального закона о несостоятельности (банкротстве). Дело в том, что теперь, если налогоплательщик узнал о предстоящей налоговой проверке и, чтобы обезопасить себя, вывел активы, то налоговики через суд спишут деньги с той компании, куда они были выведены. Это, на мой взгляд, самое неприятное для мира бизнеса новшество. При этом, если вы уводите деньги из своей компании за год до начала выездной налоговой проверки, то налоговики, если они грамотно к этому подойдут, смогут опротестовать вывод активов. И все равно возьмут налоги с той фирмы, куда их вывели. Поэтому лучше всего выводить деньги на хранителя активов заранее, минимум за год до начала выездной налоговой проверки. И при этом чтобы учредитель компании-хранителя активов не совпадал с учредителем той фирмы, которая занимается реальным бизнесом, потому что теперь пункт 2 статьи 49 в новой редакции НК читается по-новому. Как и прежде, если денег компании не хватает на погашение пеней и штрафов, налоговики могут выступить в качестве инициатора банкротства фирмы, но теперь в соответствии с пунктом 2 статьи 49 всю недостающую задолженность учредитель компании должен будет погасить за свой счет. Соответственно, лучше хранить активы отдельно.

– На что еще нужно обратить внимание?

– С 1 января 2014 года все, кто работает на «классике», должны будут отчитываться перед налоговой в электронном виде, а с 2015 года – все без исключения. Сдавая декларации по НДС, должны будем прикладывать к ним книги покупок и продаж. Сдавать декларации будут обязаны и все посредники, даже если они НДС не платят. При этом посредники будут загружать в декларации журналы учета принятых и выставленных фактур. То есть налоговики одним нажатием кнопки могут сравнивать наши декларации и книги покупок с декларациями наших контрагентов. Кроме того, с 1 января 2014 года у сотрудников ФНС появляется право проводить осмотр складских или иных помещений – даже во время камеральной проверки. Если раньше налоговики требовали дать пояснения и документы только в тех случаях, когда мы заявляли к возмещению НДС, то теперь они могут требовать то же самое, когда мы подаем «уточненку» по налогу на прибыль, уменьшая налог...

– А в целом много изменений?

– Около сотни. А самое интересное – появилась такая вещь, как слежка. Росфинмониторинг издал указ от 23 августа 2013 года, в нем говорится, что коммерческие банки теперь обязаны передавать в Росфинмониторинг все сведения по любым операциям на суммы от 15 тысяч рублей и выше. Введено 122 критерия, по которым компании могут попасть под слежку. Например, «запутанный и необычный характер сделки» или «необоснованная поспешность клиента». Если попали под эти критерии – все, информация передается в ФСБ.

Владимир Туров родился в 1967 году. Образование высшее военное, высшее экономическое (РЭУ им. Г. В. Плеханова). Последнее обучение проходил по программе эффективного производства в области юриспруденции и борьбы с коррупцией под эгидой Центра гражданских инициатив и Конгресса США в 2006 году в штатах Мэриленд и Вашингтон (округ Колумбия). Консультант WISE. Разработал уникальную систему оптимального налогообложения. С октября 2003 года консалтинговый бизнес стал основным, когда была создана организация «Бизнес Консалтинг» (сейчас юридическая компания «Туров и партнеры»).

– Неужели и определение «запутанности» прописано?

– Нет, конечно. Как и определение поспешности. Но все это вступило в законную силу. А самое важное – статья 7.4 ФЗ №115 «О противодействии финансирования терроризма», вступившая в силу с 28 июля 2013 года. Создается специальный уполномоченный орган, который единолично, без суда и следствия, будет решать, кто террорист, а кто нет. Допустим, этот орган принимает решение, что вы террорист, информация об этом тут же публикуется в Интернете, имущество и деньги человека или организации блокируются, и с тех пор «террористу» будут выдавать гуманитарное пособие до 10 тысяч рублей в месяц, чтобы он не помер с голоду. Словом, наблюдается массовое закручивание гаек...

– Откуда ноги растут?

– Наберите в «Яндексе» фразу «ФАТФ 40 + 9 правил» и изучите документы ФАТФ. И вы увидите, откуда идет все это ужесточение. Наберите «Базель I», «Базель II», «Базель III» (речь идет о рекомендациях базельского комитета по банковскому надзору. – Прим. автора). Если сможете переварить эту информацию, тоже поймете, откуда растут ноги.

– А своими словами?

– По моему мнению, под видом борьбы с терроризмом международные финансово-политические структуры пытаются поставить Россию под контроль. И у них это уже получается. Чтобы сделать собственные выводы, можете еще посмотреть в «Википедии» всю историю Бреттон-Вудского соглашения, можно, в конце концов, почитать книгу «Исповедь экономического убийцы» Джона Перкинса или «Невидимую руку» Ральфа Эпперсона, которая основана исключительно на документарных свидетельствах... Но это все-таки художественные произведения. А что касается ФАТФ, а мы к этой группе присоединились в 2003 году, – это все нами подписано. Базель Россией принят, ОЭСР нами принят. Тут уже никуда не денешься.

– И к чему все это приведет?

– Я надеюсь, что мы начнем ходить на выборы. И это не шутка и не чтение проповедей. Надеюсь, сможем сделать так, чтобы в России бизнесмен стал уважаемым человеком. Хотя бы потому что бизнесмен – неважно, платит он налоги нет – все-таки создает национальное достояние страны. А в чиновника, сказать честно, я не верю. Сами они блага на наши головы не спустят. Я верю, что каждый бизнесмен проснется, скажет –«Какого черта, это моя страна!» и начнет требовать от всех этих людей в погонах, чтобы они хоть немного соблюдали правила игры. Да, бизнесмены тоже косячат, но мы не должны быть по разные стороны баррикад. Мы сидим в этой лодке вместе. Только мы гребем, а они рулят. Поэтому надо законным путем поменять рулевых и поставить на их место адекватных людей. Я имею в виду и районный уровень, и государственный.

Фото: Фото из архива Владимира ТУРОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
21
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Чем раздражают китайские автомобили. Подытоживаем опыт тест-драйвов в 2024 году
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления