Одна из самых обсуждаемых сейчас мировых сделок – покупка корпорацией Microsoft мобильного бизнеса Nokia (подразделения Devices and Services), а также прав на использование его патентов и картографических сервисов. Партнерство, начало которому было положено в 2011 году, переросло в реализацию масштабной стратегии Microsoft по завоеванию рынка, главная цель которой – составить конкуренцию Apple и Google.
Для этого корпорация из Редмонда решила добиться полного контроля над системой Windows Phone. По сути, для достижения подобного результата Microsoft выбрало направление, по которому некогда направилась «яблочная» корпорация – то есть сосредоточение в руках компании таких процессов, как поставки оборудования, его эксплуатация, управление сервисами и программами. И в этом отношении покупка Nokia стала вполне логичным и предсказуемым шагом.
Опубликованная на официальном сайте Microsoft презентация говорит об амбициозных планах компании: это и увеличение доли Windows Phone на рынке мобильных операционных систем, и подъем продаж смартфонов Nokia, а также повышение выручки в несколько раз. Надежду на реализацию таких намерений в компании связывают прежде всего с продвижением бренда Lumia. Также ставка делается на бренд Asha, под которым выпускаются недорогие телефоны, которые, по словам представителей Microsoft, должны стать для многих пользователей переходной ступенью к Windows Phone.
По оценкам специалистов розничных сетей, за последние девять месяцев популярность ОС Windows Phone выросла именно благодаря аппаратам Nokia. Доля ОС Windows Phone в продажах смартфонов на данный момент составляет 7%, что указывает на увеличение показателя по сравнению с прошлым годом. Это позволило платформе занять третье место в рейтинге. Подобный рост стал результатом выпуска новинок линейки Lumia.
«Если рассматривать продажи смартфонов, по итогам девяти месяцев, Nokia находится на втором месте. Сейчас доля Nokia в продажах смартфонов меньше, чем у Samsung, однако нужно понимать, что Nokia на рынке смартфонов является, по сути, уникальным игроком, занимая особый сегмент устройств на ОС Windows Phone», – сообщает руководитель пресс-службы компании «Связной» Мария Заикина.
Кроме того, по мнению тех же специалистов, на данный момент спрос покупателей все больше смещается к «бюджетному» сегменту смартфонов: процесс замены мобильных телефонов «умными» трубками в нижних ценовых категориях открывает пространство для входа на рынок все большему числу брендов. И Nokia в этой сфере достаточно сильный игрок, представляющий конкурентоспособные модели, например, Asha 501, который также доступен в многосимочной версии.
Новые результаты слияния компаний Microsoft и Nokia на сегодняшний день представлены следующей линейкой продуктов: шестидюймовый планшетофон Lumia 1520, первый планшет на Windows 8.1 RT – Lumia 2520, а также еще несколько моделей. Как отмечают производители, главными плюсами этих устройств станут следующие качества: во-первых, мобильность – способность поддерживать беспроводные соединения, LTE, во-вторых, экран имеет высокое качество разрешения и не боится воздействия прямых солнечных лучей: информация не блекнет и видна так же четко, как и в комфортных условиях просмотра. Кроме того, камера устройств обладает высокой функциональностью: разрешение 20 мегапикселей, высокая светосила, оптическая стабилизация, большие возможности использования зума.
К числу достижений разработчики также относят стойкость энергетического заряда, новый яркий дизайн, современную аппаратную платформу на четырехядерном ARM-процессоре Qualcomm Snapdragon 800 с частотой 2,2 ГГц, которая имеет 32 Гб встроенной памяти и расширяется картами памяти microSD (до 64 Гб).
Эти смартфоны – попытка двух отстающих компаний на рынке мобильного бизнеса восполнить пробелы и догнать конкурентов. Однако неясно, удастся ли им это, ведь пока они могут рассчитывать не на самую большую аудиторию – пользователи по-прежнему предпочитают смартфоны на уже заслуживших доверие ОС Android и iOS.
«Для Microsoft эта покупка – отличная возможность не упустить глобальные изменения рынка и реализовать свою стратегию перестройки бизнеса в соответствии с эволюцией рыночной среды – стать конкурентным поставщиком сервисов в условиях развития мобильной передачи данных и занять сильные позиции в сегменте производства портативных пользовательских многофункциональных устройств, – прогнозирует аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – Доля WP, в том числе благодаря неплохим результатам последних релизов Nokia, вполне вероятно, вырастет. Тем не менее в краткосрочном горизонте изменения, скорее всего, будут незначительными. Без серьезных фундаментальных прорывов успешно конкурировать с лидером рынка – ОС Android – компания пока не сможет».
Много вопросов возникает и в отношении выпуска планшета компании Nokia, первая модель которого появилась на годы позже, чем у других производителей этого сегмента устройств. Кроме того, на рынке представлен собственный продукт Microsoft – планшет Surface. Впрочем, Nokia настаивают – планшет Lumia 2520 не станет помехой для продвижения Surface, у каждого устройства будет собственный путь развития. Однако аналитики не так оптимистичны в прогнозах, и ставку на Surface как на достойного конкурента не делают.
Несмотря на очевидные улучшения, в данный момент смартфонный бизнес Nokia в глобальном смысле не приносит прибыли, но в Microsoft надеются на повышение показателей после того, как 50 млн устройств будут проданы. Что касается сделки по слиянию компаний, то она завершится в начале следующего года.