Челябинские предприниматели решили заняться созданием сети велопрокатов, которая будет действовать по европейскому образцу. Десять связанных между собой станций начнут работу в апреле 2014-го года. Объем инвестиций в проект оценивается в семь миллионов рублей, главная сложность заключается в сборе большого пакета документов для аренды земельных участков под временные нестационарные объекты. Что думают эксперты о востребованности такого бизнеса в Челябинске – подробности на Chel.ru.
В Челябинске планируется открыть сеть велопрокатных станций, подобных действующим в крупных европейских городах. Правда, в Европе такие проекты дотируются за счет государства, в данном же случае речь идет о предпринимательской инициативе. На прошлой неделе проект сети велопроката был презентован на заседании городского общественного координационного совета по развитию предпринимательства.
Как рассказал Chel.ru инициатор проекта, предприниматель Антон Калюк, в апреле 2014 года планируется запустить сразу 10 точек велопроката, которые будут связаны между собой. «Это значит, что можно будет взять велосипед в одном месте, прокатиться и вернуть его в другой точке», – объяснил Антон Калюк. В отличие от европейских систем велопроката, где взять велосипед можно с помощью специальной карточки, в Челябинске стойки с двухколесным транспортом будет обслуживать персонал. Как объяснил предприниматель, автоматизация системы велопроката требует больших вложений, а опыт Москвы и Казани показал, что велосипеды похищают даже со специальных стоек. Вместо залогов будут использоваться банковские карты, после считывания информации с которых клиенту выдадут велосипед. На станциях также будут оказываться услуги по сервисному обслуживанию.
«Тарифы планируем сделать стандартные, это 100-150 рублей за час, но при этом предусмотрена большая программа лояльности, если человек берет велосипед, чтобы доехать до места работы или учебы, то поездка обойдется ему примерно в ту же сумму, что и проезд на маршрутке», – объяснил Антон Калюк. Объем инвестиций в проект он оценивает примерно в семь миллионов рублей. Часть точек, где будут размещаться станции проката, уже определена: парк им. Гагарина, парк им. Пушкина, Алое Поле, пешеходная часть ул. Кирова, Сад Победы, сквер на Тополиной аллее. Остальные – еще в процессе обсуждения. Главная сложность заключается в сборе документов для аренды земельных участков. «Это очень объемный пакет документов, и сейчас мы занимаемся их оформлением», – сказал предприниматель.
По словам заместителя председателя совета ЧРО «Опора Россия», члена ОКСа Николая Дейнеко, предприниматели обратились к муниципальным властям с просьбой помочь в оформлении земельных участков. «Представители муниципалитета пообещали оказать поддержку проекту по развитию сети велопроката», – сказал Николай Дейнеко.
В том, что проект в задуманном виде будет востребован у челябинцев, сомневаются действующие игроки рынка. По словам директора магазина «Велоэкстрим» Алексея Софьина, 90% тех, кто берет велосипед напрокат, делают это с целью развлечься. «Не думаю, что для Челябинска актуально брать велосипед напрокат, чтобы съездить по какому-то маршруту. Надо учитывать, что велосипедная инфраструктура у нас пока совершенно не развита, и кататься, кроме парков, практически негде», – говорит он.
Слабым местом проекта Александр Софьин считает необходимость использования банковских карточек. «Велосипеды берет в прокат молодежь, и банковские карты есть далеко не у всех», – отмечает он, обращая внимание на большое количество случаев нанесения ущерба технике и невозвратов. «Даже оставляя документы в залог, люди ухитряются не возвращать велосипеды, видимо, рассчитывая, что их не будут разыскивать», – указал Алексндр Софьин.
С ним согласен и директор ООО «Реал-спорт» Игорь Римашевский. Он говорит, что в летний период услуга проката пользуется спросом, но велосипеды берут только для того, чтобы развлечься. «Я сомневаюсь в том, что велосипеды возьмут напрокат, чтобы добраться из одного места в другое. Может быть, этот проект станет актуальным, когда у нас будет развиваться сопутствующая инфраструктура – велодорожки и парковки. Пока же этого практически нет», – говорит эксперт. Еще одним препятствием для реализации такой идеи, на его взгляд, является отличный от европейского менталитет. «В Европе у людей в порядке вещей добираться до работы на велосипеде, а у нас и менталитет не тот, и климат», – подытожил он.