Компания Scania презентовала новое поколение магистральных тягачей Scania Streamline весной 2013 года. Это модернизированные грузовики серий R и G с прежними весовыми и мощностными характеристиками, но более комфортные, интеллектуальные и, что самое главное, более экономичные. Потенциал топливной экономичности новой Scania Streamline увеличен на пять-восемь процентов в сравнении с предыдущими моделями. Этого удалось добиться не только за счет оптимизации внешних форм, но и благодаря целому комплексу новых конструкторских решений.
Впервые появившись в 1991 году, Scania Streamline задала тон в дизайне большегрузных автомобилей на годы вперед и приобрела культовый статус по всей Европе. Даже сегодня на дорогах нередко можно встретить грузовики Scania серий R113 и R143 двадцатилетней давности, а они по-прежнему на ходу и в приличном состоянии. Больше всего в этих автомобилях поражало то внимание, которое уделялось снижению лобового сопротивления и аэродинамике, что обеспечивало сокращение расхода топлива на пять процентов по сравнению с ранее выпускавшимися моделями. Теперь, 22 года спустя, специалисты НИОКР Scania повторили успех предшественников.
Благодаря оптимизации внешнего вида автомобиля и эффективности его силового агрегата расход топлива снижен на впечатляющие пять-восемь процентов по сравнению с предыдущими моделями. С учетом того, что в структуре расходов транспортных компаний затраты на топливо могут достигать 50 процентов, для собственников бизнеса такая возможность – не пустой звук.
Руководитель подразделения магистральных перевозок Scania Бьорн Фальстрем: «Перевозчиков, которые покупают новые автомобили, прежде всего интересуют расход топлива и межсервисные интервалы. В то же время все большее количество клиентов обращают внимание на экологичность. Для нас как производителя это означает, что наша продукция и наши услуги должны быть на высшем уровне. Больше всего мы гордимся тем, что можем предложить клиентам экономию топлива пять-восемь процентов. Это огромное преимущество, особенно с учетом экологических требований Евро-6».
Оптимизация аэродинамики
Сохранив узнаваемый силуэт, Scania Streamline претерпела множественные изменения. В частности, с целью снижения лобового сопротивления воздушному потоку изменен дизайн передних углов кабин серий G и R, а также конструкция солнцезащитного козырька, в который могут устанавливаться дополнительные элементы освещения. В новой Scania Streamline концы солнцезащитного козырька не прилегают плотно к крыше кабины, а получившийся зазор обеспечивает движения воздуха по бокам кабины и снижает шум воздушных потоков. При этом не только снижается расход топлива, но и сам автомобиль выглядит по-новому.
Бросается в глаза и то, что с облицовки исчезли дефлекторы, так называемые «ноздри», предотвращающие попадание грязи на зеркала и стекла дверей. Им на замену пришли плоские пластиковые козырьки, которые стоят над фарами – они создают воздушные воронки для противодействия попаданию грязи и минимизируют другие завихрения. Кстати, новые дефлекторы запатентованы Scania.
Казалось бы, мелочи. Но, по расчетам экспертов Scania, одни только новые дефлекторы и солнцезащитный козырек обеспечивают снижение расхода топлива на крейсерской скорости более чем на один процент.
Кроме того, изменена конструкция головного света. Scania Streamline получила новые блок-фары со светодиодными указателями поворотов и дневными ходовыми огнями. Дизайнеры поработали и над формой светодиодных задних фонарей, выполненных в общем стиле с фарами. Важно, что светодиодные фонари обеспечат дополнительную экономию – 30 литров солярки в год. Одним из основных преимуществ является время срабатывания стоп-сигналов. В отличие от ламп накаливания время срабатывания светодиодов всего 30 миллисекунд. Это значит, что при скорости 89 км/ч для движущегося сзади автомобиля дистанция торможения увеличивается на один-два метра.
Все компоненты, от новой глобальной линейки эффективных и прочных двигателей до задних светодиодных (LED) фонарей, работают для обеспечения лучшей в мире топливной экономичности. Выбор шин и и контроль давления в них также уменьшают расход, как и ограничение крейсерской скорости с 89 до 85 км/ч и ниже.
Новые двигатели Евро-6
В Европе новая Scania Streamline комплектуется двигателями Евро-6 с диапазоном мощности от 250 л.с. до 580 л.с. Напомним, что в 2011 году компания «Scania» одна из первых запустила в серийное производство автомобили с 13-литровыми двигателями Евро-6. Сегодня компания Scania – единственный изготовитель, который выпускает 16-литровый V-образный двигатель Евро-6.
Требования стандарта Евро-6 к содержанию вредных веществ в отработавших газах определяют баланс между процессами внутреннего сгорания и обработкой отработавших газов. Scania комбинирует опыт использования EGR (система рециркуляции выхлопных газов) и SCR (впрыск синтетической мочевины AdBlue в выпускной тракт) для создания оптимального технического решения для каждого варианта двигателя. При смене модельного ряда Scania представила целую гамму новых моторов – 13 и 16-литровые двигатели Евро-6 с увеличенной мощностью. На выбор предлагаются девять двигателей различной мощности. Испытания показали, что новые 450- и 490-сильные двигатели Scania до двух процентов экономичнее по сравнению с первым поколением двигателей Евро-6 (440 и 480 л. с.). Расход топлива двигателя V8 стандарта Евро-6 при максимальной нагрузке эквивалентен расходу двигателя стандарта Евро-5. Новый 410-сильный вариант экономичнее еще на один процент.
В России первые автомобили Scania Streamline массового производства поступили в продажу с 1 июля 2013 года. Для внутрирегиональных перевозок тягачи укомплектованы двигателем Евро-4, для международных рейсов – Евро-5. Поставляемые к нам Scania Streamline с кабиной R Highline получат двигатели Евро-4 и Евро-5 с системой SCR мощностью 400, 440 и 500 л.с., а с кабиной G Highline – мощностью 400 и 440 л.с. Все стандартные модели Streamline под российский рынок оборудованы КПП с системой автоматизированного переключения передач Scania Opticruise GRS 905 и GRS 905R (для R500) с охладителем масла.
Официальный дилер Scania в Челябинской области – компания «Южный Урал Скан». Основной вид деятельности – продажа грузовых автомобилей и автобусов Scania, гарантийное и постгарантийное обслуживание, ремонт всего ассортимента грузовой техники Scania, а также поставка сертифицированных оригинальных запчастей Scania.
Старший вице-президент испытательного подразделения Scania Ларс Стенквист: «Второе поколение 13-литровых двигателей стандарта Евро-6 на два-три процента более экономичны по сравнению с первым поколением. Системы Scania Opticruise и Scania Active Prediction добавляют по два-три процента каждая. Помимо этого, улучшена аэродинамика и снижено сопротивление механизмов в коробках передач (была изменена конструкция картера коробки передач и заново проложены масляные магистрали, – Прим. авт.) И хотя эти цифры нельзя просто сложить, по нашим оценкам, клиент, занимающийся магистральными перевозками, может сэкономить до восьми процентов топлива при полном соответствии экологическому стандарту Евро-6. Для клиентов, которые не имеют доступа к данным топографических карт, экономия составит до пяти процентов».
Автоматизация управления автопарком
В дополнение к улучшенной аэродинамике автомобиля компания Scania предлагает систему интеллектуального управления трансмиссией, которая представляет собой сочетание системы автоматизированного переключения передач Opticruise и интеллектуальной системы круиз-контроля.
Из четырех заданных режимов Opticruise (стандартный, экономичный, мощный и внедорожный) допускается использовать максимум три. Выбор определенного режима осуществляется водителем и зависит от транспортной задачи и времени на ее выполнение. При заказе автомобиля покупатель определяет, какие из режимов переключения должны быть доступны для водителя, а задача водителя – выбрать тот режим, который наилучшим образом соответствует поставленным целям. Стандартный режим универсален для спусков и подъемов. Режим повышенной мощности рекомендуется задействовать, когда в приоритете скорость доставки груза. Внедорожный режим – для движения в сложных дорожных условиях. А экономичный режим исключает переход на пониженную передачу при резком разгоне и изменяет скорость в определенном диапазоне – благодаря этому обеспечивается минимально возможный расход топлива с одновременным увеличением времени движения.
Изменения, направленные на повышение топливной экономичности, коснулись и системы мониторинга Scania Fleet Management. Например, интеллектуальный круиз-контроль Scania Active Prediction привязан к топографии на основе системы GPS и тем самым тоже обеспечивает экономию топлива. Кроме того, в системе Scania Fleet Management есть устройство Scania Communicator, которое позволяет получить все данные о машине. На связи находится водитель, сам автомобиль, офис транспортной компании и сервисный центр Scania.
С помощью этой системы можно отследить не только маршрут движения автопоезда, остановки, но и сроки приближающегося техобслуживания, остаточный ресурс тормозных колодок и так далее. Система включает в себя три основных пакета: «Мониторинг», «Анализ» и «Контроль», позволяющие подобрать необходимые функции для каждой операционной деятельности.
После непродолжительного обучения даже опытный водитель может улучшить показатели экономии топлива. Программа профессиональной подготовки водителей Scania Driver Training обучает технике экономичного вождения, умению поддерживать крейсерскую скорость с целью снижения расхода топлива
Комфорт и стиль вождения
Новый Streamline оборудован аудиосистемой с опциональными функциями навигации, интерфейсами bluetooth, AUX, USB и поддержкой карты памяти SD. Панели интерьера на стенках и потолке кабины выполнены из высококачественного материала, а стенки зоны отдыха имеют более темный цвет, чтобы обеспечить комфортный сон. Обновленный стиль кабины включает специальную отделку, а также новые накладки на порогах. Раздвижная кровать с толстым пружинным матрасом является частью стандартной комплектации спальных кабин серии R.
Scania Streamline укомплектована новой линейкой сидений премиум-класса, которые обеспечивают максимум комфорта. Сиденья регулируются во всех направлениях и могут поставляться с опцией двухуровневой вентиляции. Обивка сидений может быть как темного, так и светло-песочного цвета, а также выполняться из высококачественной кожи. В разработке сидений принимала участие компания Recaro.
Стандартная комплектация магистральных грузовиков Scania Streamline серий R и G:
автоматизированная электронно управляемая механическая коробка передач Scania Opticruise;
система интеллектуального круиз-контроля Scania Active Prediction с интегрированным в нее новым режимом «еconomy» коробки Scania Opticruise;
новое цветовое решение для кабины: голубой металлик «Оcean вlue», используемый как стандартный для Scania Streamline. Логотип Scania Streamline и полосы (как опция);
фары H7;
центральный замок дверей кабины;
раздвижная нижняя спальная полка (обязательна для кабин серии R со спальным местом);
полный аэродинамический пакет для седельных тягачей и шасси.
Сервисное обслуживание
В настоящий момент на территории России работают более 50 официальных дилерских и сервисных станций Scania, география которых раскинулась от Западной Сибири до Калининграда. Авторизованные сервисные станции оказывают полный комплекс услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и автобусов Scania.
В апреле 2013 года Scania представила новое решение в области послепродажной поддержки своих клиентов – фирменные сервисные контракты Scania. Новое предложение по сервису позволит клиенту выбрать наиболее подходящий вариант, учитывая условия эксплуатации техники.
Коммерческий директор ООО «Скания-Русь» Андрей Чурсин: «Сервисные контракты – готовый инструмент, который дает возможность клиентам сосредоточиться на развитии своего бизнеса, доверив обслуживание автомобиля профессионалам. Составленный график помогает планировать обслуживание, и тем самым избежать незапланированных простоев. При этом стоимость обслуживания фиксируется в рублях на весь период сервисного контракта. Что важно, экономия расходов при заключении контракта составляет 20 процентов в сравнении с разовым ТО».