В Челябинске стартовал сезон новогодних корпоративов. В этом году планы по их проведению в госкорпорациях и бюджетных учреждениях пришлось существенно скорректировать после того, как Владимир Путин сказал, что такие мероприятия должны быть скромнее и проводиться за счет сотрудников. Как удалось выяснить Chel.ru, в Челябинске за счет бюджетных денег праздновать не принято, а вот бизнес готов оплачивать своим сотрудникам новогодние вечеринки.
Новогодние корпоративы в госкомпаниях должны проходить за счет сотрудников, а не бюджета компании, об этом Владимир Путин заявил на декабрьской конференции Общероссийского народного фронта. Речь на эту тему зашла после сообщения президента «Опоры России» Александра Бречалова о миллионных тратах госкомпаний на праздники для сотрудников. Например, РЖД разместила заказ на 53 млн руб., «Алмаз-Антей» – на 15 млн.
Новогоднее торжество для нескольких тысяч человек (а в крупных госкомпаниях и госкорпорациях меньше не работает) обходится в сумму от десяти до 50 млн руб. в зависимости от приглашенных артистов и места проведения, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на сотрудника event-агентства.
После заявления Владимира Путина многие госкомпании пересмотрели свои планы относительно затрат на новогодние корпоративы. Так, члены правления РЖД оплатят свое участие в корпоративе самостоятельно, сообщил президент монополии Владимир Якунин. Компания же заплатит за приглашенных ударников труда, ветеранов, представителей подрядчиков и компаний транспортной отрасли. По сообщениям СМИ, отменили корпоративы за счет компаний «Россети», «Роснефть», ВТБ, Сбербанк, «Ростехнологии», «Почта России», «Ростелеком», «Интер РАО», ФСК, «Русгидро», Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная зерновая компания, «Алроса» и другие.
В Челябинской области с проблемой излишних бюджетных трат на новогодние торжества сталкиваться не приходится, считают опрошенные Chel.ru представители бизнеса и власти.
Так, в пресс-службе городской администрации сообщили, что корпоративы в мэрии не проводятся уже второй год, а если сотрудники собираются для того, чтобы отметить предстоящие праздники, то самостоятельно. Такой же ответ на вопрос про новогодние вечеринки дали и в пресс-службе губернатора. «Как в правительстве, так и в администрации губернатора корпоративы не проводятся. Сотрудники ведомств и управлений при желании самостоятельно организуют какие-либо мероприятия и за свой счет», – сказал пресс-секретарь главы региона Олег Гришанков.
«Проблема злоупотреблений госкомпаний при проведении безобразно дорогих корпоративов – это, в первую очередь, проблема центральных, головных офисов, а не региональных, – считает руководитель комитета по промышленной политике совета ЧРО «Опора России» Денис Константинов. – Не знаю ни одного случая, чтобы челябинские компании позволяли себе какие-либо излишества вроде поющей на корпоративе Бьёнс или выступающего Рики Мартина».
«С одной стороны, корпоративы нужны – они объединяют коллектив, поднимают корпоративный дух, – рассуждает Денис Константинов. – Но траты на эти торжества должны быть сопоставимы с реальными доходами компаний. Я не вижу ничего плохого, если компания, пусть даже с государственным участием, зарабатывая, проводит мероприятия для своих работников. Меня это абсолютно не трогает – мы в счет собственной прибыли тоже позволяем себе такие мероприятия. Думаю, деньги, запланированные на корпоративы, все равно не пропадут, просто сотрудники этих компаний получат к Новому году чуть большие премии».
Владелец сети магазинов Fix Price в Челябинске Николай Малетин считает, что новогодние корпоративы важны в первую очередь для рядовых сотрудников. «В нашей компании перед новогодними праздниками для сотрудников проводится корпоративная вечеринка. Я считаю, что в этом вопросе, как и во всем остальном, должна быть мера. Корпоратив важен для рядовых сотрудников больше, чем для руководителей, поэтому организовывать их нужно по адекватной стоимости», – считает Николай Малетин.
«Я отношусь ко всевозможным корпоративам положительно, но при этом всегда на нашем предприятии подобные мероприятия проходят за счет их участников, – рассказывает генеральный директор ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» Сергей Лемешевский. – Считаю неправильным проводить корпоративы за счет средств предприятия, поскольку прибыль зарабатывают все, и расходовать ее на отдельных руководителей или часть коллектива – неверное решение. Пусть даже при этом будет решаться проблема сплочения коллектива. Ведь это не та проблема, которую нужно решать за общий счет. Мы не отказались от новогоднего корпоратива, но, как всегда, он пройдет за личные деньги каждого участника».
«Если у компании достаточно средств, она может как социальную программу устроить подобное мероприятие, но к госкомпаниям это относиться не должно, поскольку они напрямую связаны с бюджетом и являются чиновниками, – комментирует генеральный директор ООО «Кэмп» Яков Гуревич. – Финансировать развлечения чиновников за счет бюджета не хочется. Поэтому по госкомпаниям это нарекание совершенно разумно. При этом не думаю, что они будут каким-то образом маскировать расходы на проведение торжества, записывая их под иными статьями. Думаю, им проще и безопаснее для репутации либо отказаться от корпоратива, либо при необходимости провести его за свой счет». Эксперт не видит в корпоративах какого-то смысла. «На мой взгляд, это неразумная трата денег даже для частных компаний, – продолжает Яков Гуревич. – Для сплачивания коллектива есть гораздо более эффективные способы, не связанные с праздниками».
По мнению управляющего сети ресторанов «Пиццамания» в Челябинске Алексея Носкова, вечеринки для сотрудников, как правило, не проявление корпоративных ценностей, а способ «выпустить пар» и сбросить накопившуюся усталость. «Если понаблюдать за среднестатистическим корпоративным праздником, то временами можно увидеть, что через 60-90 минут мероприятия от корпоративных ценностей (а порой и просто этики взаимоотношений) мало что остается. По моему мнению, дефицит «хлеба и зрелищ» (чаще всего бесплатных для сотрудников) в рамках отдельно взятой компании приводит к тому, что народ отрывается как в последний раз, – говорит Алексей Носков. – Ситуацию усугубляет разная статусность участников. Ведь крупный корпоративный праздник включает в себя всю иерархию – от нижнего менеджмента до топов. И достаточно сложно при организации программы всего мероприятия удовлетворить интересы всех сотрудников. Обычный выход из положения – организовать выступления от всех отделов в надежде, что команда сплотится, а заодно добавит бесплатных шоу-номеров. В принципе, это работает как прием, но, учитывая, что все репетируется на бегу, потому что закрытие года никто не отменял, внятные идеи превращаются в «танцы с бубнами».
Разброс стоимости таких праздников, говорят эксперты, – от 1500 руб. на человека (как правило, накрытый стол, без программы) до бесконечности. В среднем же цена варьируется в районе 2,5-3 тыс. руб на человека.
«Нужно ли это? Нужно. Мы настолько «залипаем на работе», что переключение просто жизненно необходимо. В какой-то степени такие праздники – это тренинг личного ощущения границ, с одной стороны, и «выпуск пара», – с другой», – считает Алексей Носков.