Делать покупки в зарубежных интернет-магазинах скоро станет труднее. Сумму беспошлинных почтовых отправлений собираются понизить в несколько раз. 150 евро и не больше – настаивают в Минфине и Министерстве экономического развития РФ. Свою настойчивость чиновники объясняют целым рядом причин – начиная от желания поддержать отечественного производителя и заканчивая намерением повысить собираемость налогов и сократить уровень контрабанды, идущей в Россию.
«Я считаю, что 150 евро – это согласованная величина. У Минфина ранее были другие предложения, более радикальные. Все же мы договорились, 150 – это консенсусное предложение», – заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев в интервью информационному агентству ИТАР-ТАСС. При этом количество посылок ограничиваться не будет. Согласно предварительному решению властей, пошлина на отправления стоимостью более 150 евро будет составлять 30%. Федеральная таможенная служба предлагала также ограничить весовой порог, который сейчас составляет 31 килограмм. Правда, пока решение по этому поводу не принято.
Goodbye, Америка?
Насколько велика или, напротив, мала сумма в 150 евро? Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» считает, что изменения в законодательстве затронут добрую половину россиян. Согласно информации, опубликованной университетом, только 48% сограждан, покупающих товары в Интернете, укладываются в сумму менее 200 евро, а примерно четверть покупателей тратят до 300 евро – то есть в два раза больше возможного нового порога беспошлинного ввоза. От 300 до 1000 евро готовы оставить в магазинах еще четверть клиентов интернет-магазинов.
Стоит учитывать, что наши сограждане прибегают и к так называемой «консолидации посылок». Она позволяет собрать все товары, купленные в разных зарубежных интернет-магазинах, на складе фирмы-посредника, а потом отправить в Россию одной посылкой. Как правило, это получается дешевле.
Воспользовавшись калькулятором на сайте одной из фирм-посредников, мы рассчитали стоимость доставки одной условной посылки из США до Челябинска весом в два килограмма и стоимостью в 200 долларов (примерно 150 евро). Калькулятор выдал нам сумму в 45 долларов – то есть практически 25% от стоимости самого отправления. При таком раскладе покупки за границей становятся менее привлекательными. Стоит учесть, что доставка посылки массой и стоимостью в два раза большей до сих пор обходилась нашим согражданам в 65 долларов. Если изменения в законодательство будут внесены, то к 65 долларам за доставку придется прибавить еще 60 долларов пошлины.
Впрочем, ФГУП «Почта России» приводит несколько иные данные по стоимости средней покупки за рубежом. Правда, они касаются 2012-го года. «По данным экспертов, средняя стоимость покупки в зарубежных интернет-магазинах составила 2,7 тыс. рублей», – сообщало некоторое время тому назад почтовое ведомство. Есть вероятность, что Минфин и Минэкономразвития руководствовались именно этими цифрами, предлагая введение новой планки беспошлинного ввоза в Россию.
Что покупают наши в Интернете?
В прошлом году Россия вышла на первое место в Европе по количеству пользователей Интернета – такая информация была озвучена на конференции «РИФ+КИБ 2013». Годом ранее ВЦИОМ установил, что около трети россиян имеют опыт покупок в Интернете. Таким образом, нашу страну можно считать одним из самых больших интернет-рынков по эту сторону Атлантики.
Согласно исследованиям, проведенным аналитическим отделом компании InSales.ru, в топ-5 категорий товаров по денежному обороту 2012 года (итоги 2013-го окончательно еще не подведены) вошли: электроника и бытовая техника (первое место, оборот в 76,5 миллиардов рублей), одежда и обувь (второе место – 60,1 миллиарда рублей), компьютеры, ноутбуки, комплектующие (третье место – 45,6 миллиарда рублей), мобильные телефоны (четвертое место – 21,7 миллиарда рублей) и, наконец, детские товары (пятое место – 18,8 миллиарда рублей).
Впрочем, аналитики предоставляют и некоторые цифры по 2013 году. По данным исследования компании GFK (проведено по инициативе «Яндекс.Маркета»), в минувшем году на первое место по популярности вышли покупки одежды – на их долю пришлось чуть больше половины всех онлайн-приобретений. В зарубежных заказах этот показатель выше – одежду приобретают в 55% случаев.
При этом китайские магазины собирают практически 36% российских интернет-покупателей. И, как уточняет менеджер по работе со СМИ компании «Яндекс» Элина Ставиская, покупательские аудитории китайских и прочих интернет-магазинов почти не пересекаются. 62% опрошенных респондентов совершают покупки за рубежом из-за более выгодных цен.
Анализировать рынок покупок в Поднебесной весьма проблематично – при условии едва ли не ежедневного изменения цен на ассортимент. Поэтому обратимся к данным крупнейшего западного интернет-магазина – Amazon.com. Первая двадцатка самых популярных товаров интернет-гиганта наводит на мысль о том, что, возможно, представители «Почты России» были правы. В категории «Одежда» среди «топ-20» на Amazon.com мы не наблюдаем ни одного товара дороже 200 долларов. Напротив, большая часть вещей стоит менее $50. Исключение составляют лишь солнечные очки. Правда, в посылке далеко не всегда лишь один товар.
В ожидании перемен
По вопросу о том, чем могут обернуться изменения в законодательстве, мнения экспертов разделились. На рост рынка интернет-торговли в России новые меры почти никак не повлияют – считают аналитики компании «ФИНАМ».
«Рынок электронной торговли в России растёт приблизительно на 25% в год, при этом по итогам опроса экспертов РАЭК и ВШЭ прогнозируют небольшое замедление темпов прироста – до 22% в год, – рассуждает по этому поводу аналитик ИХ «Финам» Анна Зайцева. – Предположим, благодаря принятым мерам темпы окажутся равны не 22%, а 24%». В разговоре с нашим корреспондентом она уточнила, что «речь не идёт о том, чтобы запретить покупку товаров из-за рубежа. Просто они станут дороже. Что касается отечественных магазинов, то многие товары Amazon.com стоят и на витринах российских магазинов, разница только в цене». При этом повышения цен на товары массового потребления в России, по мнению Зайцевой, не произойдет.
Несколько иного мнения придерживаются в профильных организациях. «Все произойдет с точностью до наоборот – поделился своим мнением президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. – С Запада посылок будет приходить больше, но собираемость налогов сократится. Пресечь контрабанду, которой раньше не было, не удастся. Возить ее станет легче. Поддержка отечественной интернет-торговли превратится в поддержку перекупщиков. Во всем остальном мире подобные меры направлены на помощь производителям, которых на нашем интернет-рынке нет».
Чем обернется возможное снижение планки беспошлинного ввоза в Россию, покажет время. Однако уже сейчас понятно, что российских интернет-покупателей ждут большие перемены.