Первый год работы сервиса Apteka.ru показал: заказ медикаментов через Интернет способен совершить настоящий переворот на рынке. Начав с Москвы в 2012 году, к 2013 компания вывела проект во все регионы России. Всего за год показатели продаж и посещаемости сайта выросли более чем в 30 раз. Руководитель проекта Apteka.ru Анатолий Тенцер рассказал Chel.ru, как удалось достичь столь впечатляющих результатов.
– Рост товарооборота за год в 36 раз удивит даже опытного бизнесмена. Расскажите, как удалось добиться таких показателей?
– Весь 2013 год мы были заняты географическим развитием сервиса. За год нам удалось найти партнеров среди аптек почти во всех регионах России, увеличив их общее количество до пяти тысяч аптечных организаций. Это сделало наш сервис более удобным для клиента, теперь он может получить свой заказ* почти в любой удобной аптеке по дороге домой или на работу. Кроме того, мы вели активное продвижение сервиса, рассказывали о его преимуществах, что также работало на повышение посещаемости сайта. Ну и наконец, прайс-листы появились во всех службах поиска лекарственных средств, где покупатель может сам убедиться: цены Apteka.ru на большинство препаратов ниже розничных.
– По данным Liveinternet.ru, ежемесячно портал Apteka.ru посещают около 600 тысяч уникальных пользователей. Расскажите, как компания работает над развитием сайта?
– В конце декабря 2013 года мы перешли на новую дополненную и улучшенную версию сайта. Его разработчик – компания Picom – полностью переработала поиск. Теперь искать можно не только по названию препарата, но и по его действующему веществу. Сейчас это весьма актуально, поскольку рецепты должны выписываться с названием действующего вещества, а не конкретного препарата. Таким образом, покупатель может выбирать лекарства «по карману» – от известных западных препаратов до их недорогих отечественных аналогов. Кроме того, можно искать лекарство по его производителю, а также переходить из карточки препарата к его аналогам.
Плюсом к этому на сайте активно развивается информационный раздел – в нем мы публикуем статьи о здоровом образе жизни, спорте и так далее. Мы хотим, чтобы пользователи заходили на сайт Apteka.ru не только за покупками, но и за полезной информацией. Постепенно мы пополняем список своих авторов. Думаю, вскоре Apteka.ru станет главным центром притяжения всех, кто интересуется медициной в Рунете. Помимо масштабных нововведений на сайте проведено много мелких доработок: дизайн стал более дружелюбным, теперь им удобней пользоваться с мобильных телефонов и планшетов. В 2014 году появятся мобильные приложения Apteka.ru для всех популярных платформ.
– Планируется ли ввести возможность оплаты заказа* на сайте?
– По самой модели сервиса Apteka.ru оплата на сайте и не предполагалась. Для того, чтобы осуществлять розничную продажу медикаментов, нужна лицензия. Продажами занимаются аптеки-партнеры, поэтому и оплату принимают они. Это позволяет удерживать низкие цены и предлагать доставку в удобную для покупателя аптеку.
– Как к этому проекту относятся аптечные сети?
– Судя по тому, что количество аптек-партнеров выросло в 30 раз в течение года, они относятся к нам позитивно. Участники проекта получают дополнительных покупателей, а на это ориентирована любая розничная сеть. Владельцы аптек понимают, что потребность в интернет-заказе медикаментов постоянно растет и что этот процесс уже не остановить. Ни одна аптечная сеть не может запустить федеральный сервис заказа медикаментов – это слишком дорого, к тому же нет достаточного охвата территории. Подключаясь к нашему проекту, аптека получает всю эту инфраструктуру бесплатно и запускает новый источник продаж. А мы обеспечиваем большее удобство для пользователей в работе с сервисом.
– Планируете ли вы увеличивать количество партнеров проекта?
– Конечно, мы планируем удвоить количество партнеров. К концу 2014 года к системе подключится около 10 тысяч из 50 тысяч аптечных пунктов, работающих в России. Потребность в партнерах будет закрыта – нам важно, чтобы клиент мог всегда заказать товар в близлежащую аптеку, но при этом между партнерами не было внутренней конкуренции.
Сейчас в Новосибирске подключено около 160 аптек, в Санкт-Петербурге – порядка 200, в Москве – примерно 500. В среднем у нас 37 аптек на один миллион населения, планируется довести это соотношение до 70-80 аптек на один миллион человек.
– Расскажите, какие товары можно купить в Apteka.ru с наибольшей выгодой? Что покупают чаще всего?
– Ассортимент, который у нас выгоднее всего заказывать, – это редкие и дорогие медикаменты. На них бывает наибольший разрыв по цене в отличие от обычных аптек. Но в ассортименте несколько тысяч препаратов, заказать можно любой. Сказать, что какая-то группа товаров пользуется спросом, а какая-то – нет, нельзя. Поведение покупателя Apteka.ru похоже на шопинг в крупном гипермаркете: люди покупают про запас, планово пополняют домашние аптечки и совершают крупные покупки. Это видно и по среднему чеку: в обычных аптеках он составляет 250-300 рублей, а в Apteka.ru – 1200 рублей. По набору покупок можно увидеть, что люди готовятся к рождению малыша, к дачному сезону, отпуску или весеннему авитаминозу. Заметив это, мы вывели специальные предложения по набору лекарств на главную страницу сайта, и это вызвало интерес. Приятным сюрпризом для нас оказалась высокая ответственность покупателей. Если уж они сделали заказ, то обязательно его забирают. Уровень отказов Apteka.ru остается на рекордно низких показателях в 1,5–2 процента.
– За счет чего достигается скидка на лекарственные препараты? Насколько выгодней заказывать в Apteka.ru?
– Дистрибьюторская наценка на медикаменты обычно составляет 5-10 процентов. Для того, чтобы аптеке сохранить рентабельность, ей нужно добавить к этому еще около 30-40 процентов. Сюда входит зарплата персонала, аренда, привлечение покупателей и регулярное списание просроченного товара. Аптека-партнер нашего проекта не несет таких рисков. Им даже не надо выкладывать товар на полки, покупатель сам придет в аптеку и заберет его. За счет этого аптека получает возможность снизить цену на 20-30 процентов. Дополнительное удобство для покупателя – цена на сайте едина для всех, тогда как на полках аптек – большой разброс. Мы представлены в системах сравнения медикаментов, таких как 003ms.ru, Lek.nsk.ru и многих других. Оттуда к нам идет большой объем покупателей, ведь только сравнив цены, можно убедиться, что с нами выгодно.
– Расскажите о планах сервиса на 2014 год?
– Мы будем продолжать плановую работу по развитию сайта – впереди у нас большой список улучшений, который мы планируем реализовать вместе с разработчиками. Кроме того, нам предстоит существенно улучшить покрытие аптеками во всех городах России, чтобы сделать сервис еще удобнее и доступнее. Мы не планируем прирасти в десятки раз – думаю, что за год товарооборот в системе увеличится в три раза.
* Под «заказом» на сайте Apteka.ru и (или) в настоящей статье понимается формирование пользователем указанного сайта заявки в адрес ЗАО НПК «Катрен» от аптечной организации на поставку выбранного товара в соответствии с заключенным между последними договором поставки.
Данная информация не является публичной офертой, а носит информационный характер.
Фото: Фото Вероники СТЕНЯКИНОЙ