Водка захлебнулась ценами

С 10 марта самая дешевая водка будет стоить 199 рублей за пол-литра. Повышение связано со вступлением в силу приказа Росалкогольрегулирования (РАР) о новых минимальных ценах на водку, коньяк и бренди. Как ритейл прочувствует очередную корректировку стоимости крепкого алкоголя, что может затормозить рост нелегального рынка и какими суррогатами травятся южноуральцы – в материале Chel.ru.

Теперь розничная стоимость одной бутылки водки объемом 0,5 литра составит минимум 199 рублей. Еще вчера она стоила 170 рублей, то есть на 29 рублей дешевле. При этом минимальный тариф на полулитровую бутылку водки будет распространяться и на водку, разлитую в тару объемом от 0,375 литра до 0,5 литра.

Вырос нижний порог цен и на другие крепкие спиртные напитки. Минимальная розничная цена коньяка теперь должна быть 322 руб. за бутылку 0,5 литра (была 280 руб.), отпускная цена производителя – 250 руб. (рост 30 руб.), оптовая – 262 руб. (было 230 руб.). Самый дешевый бренди теперь будет стоить 293 руб. вместо 250 руб., у производителей – не меньше 228 руб. (а не 196 руб.), у оптовиков – минимум 239 руб. (было 205 руб.).

Коньяк и бренди подросли в цене единожды, а водка в этом году подорожает два раза – с 1 августа минимальная цена за пол-литра увеличится до 220 рублей. Соответственно, повышаются и отпускные цены производителя: теперь не ниже 154 рублей за полулитровую бутылку водки (еще вчера было 132 рубля), а в августе будет уже 171 рубль. Оптовые точки обязаны поднять цены не меньше чем до 162 рублей, а с августа минимальная оптовая цена составит 179 рублей за обычную бутылку.

Поделиться

О планах РАР по увеличению минимальных цен на крепкий алкоголь стало известно в начале февраля. Необходимость повышения ведомство объяснило тем, что в 2014 году ставки акциза на алкогольную продукцию свыше девяти процентов составили 500 рублей за литр безводного спирта. Кроме того, на корректировку цен повлиял рост тарифов на газ и электроэнергию. Напомним, предыдущий раз цены на водку и коньяк были повышены в России в январе 2013 года. А впервые минимальные цены на крепкий алкоголь были установлены 1 января 2010 года, когда они составляли 89 рублей. В РАР считают, что установка минимальных цен поможет очистить рынок от производителей контрафакта, которые обычно привлекают покупателей именно низкими ценами.

Ставка акциза на алкоголь крепостью более девяти процентов в 2014 году – 500 рублей. К 2016 году ставка акциза составит уже 660 рублей за литр. Для алкоголя крепостью до девяти процентов ставка акциза в следующем году составит 400 рублей за литр против 320 рублей в 2013 году. В 2016 году она достигнет 550 рублей.

Установление минимальной цены на крепкий алкоголь может не лучшим образом отразиться на финансовых результатах ритейлеров, считает аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко: «Продажи алкоголя занимают от пяти до десяти процентов от общей выручки ритейлеров, и повышение его стоимости может привести к снижению спроса. Да и на объемах производства все это скажется. Впрочем, я не думаю, что это нанесет серьезный финансовый ущерб, так как снижение спроса будет происходить плавно». Вместе с тем, как считает эксперт, в скором времени возможно оживление рынка «серого» алкоголя – за счет притока новых потребителей, которым будут не по карману спиртное по новым ценам.

Сейчас на Южном Урале работают четыре предприятия, производящих алкогольную продукцию: ООО «Верхнеуральская винокуренная компания «Январь», ОАО ЗАН «Маяк», филиал ОАО «Росспиртпром» «Златоустовский ликероводочный завод», ООО «Центр пищевой индустрии – Ариант». В 2006 году на Южном Урале насчитывалось 15 производителей спиртного.

Заместитель директора по продажам ТС «Союз» Андрей Новокрещенов прогнозирует падение объемов продаж алкоголя в низком ценовом диапазоне. «Впоследствии, естественно, будет происходить сокращение количества производителей и торговых марок – особенно в этом ценовой сегменте», – говорит г-н Новокрещенов. 

Ставки акцизов выросли с 1 января, а цены подняли только сейчас, и это обстоятельство добавило дискомфорта производителям, отмечает заместитель директора по экономике и финансам ОАО «Златоустовский ликеро-водочный завод» Людмила Сорокина. «Вообще все эти повышения минимальной стоимости только на руку нелегалам, которые акцизы не платят, – добавляет она. – Получается, они в более выгодном положении, чем законопослушные производители, которых с одной стороны «подпирают» себестоимость и налоги, а с другой – минимальная цена».

При этом г-жа Сорокина не сомневается, что вместе с контрафактным сектором вырастут и обороты, как она выразилась, «псевдоалкоголя». «Сегодня случайно зашла в хозяйственный магазин, вижу, стоят на витрине боярышник, еще какие-то настойки, – рассказывает она. – Понятно ведь, что не в лечебных целях они там продаются, не аптека же». 

По словам Андрея Новокрещенова, есть два способа сдерживания роста нелегального рынка. «Во-первых, в легальном секторе должен присутствовать сегмент недорогой алкогольной продукции, который на сегодняшний день ликвидирован, – говорит эксперт. – А второй способ – ужесточение ответственности за производство, ввоз и сбыт нелегального алкоголя совместно с пропагандой здорового образа жизни. Наверное, мы пошли вторым путем».

Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter