Бизнес Сколько стоит «троянский конь»?

Сколько стоит «троянский конь»?

Мир устроен так, что любая покупка может стать началом еще больших трат. Не зря же экономисты говорят о так называемой покупке «троянского коня», при которой последующие расходы могут оказаться намного выше, чем магазинный ценник на приобретаемый товар. В электронике и бытовой технике таких примеров предостаточно.

Расходные материалы, картриджи и батареи

Чернила для принтеров и плоттеров – вот превосходный пример «троянского коня» покупки. Производители делают основную прибыль именно на продаже расходных материалов, а не самих устройств. Более того, за последние годы стоимость картриджей значительно выросла. Журналисты The Guardian приводят следующий пример: картридж для принтера Epson T032, выпущенный в 2002 году, по размерам совпадает с картриджем Epson T089 2008-го года. Но при этом первый содержит 16 мл чернил, а второй – всего лишь 3,5 мл. Как замечает редактор журнала Recycler Дэвид Коннета, логика производителя вполне ясна и очевидна – он делает все для того, чтобы подтолкнуть человека к регулярной покупке расходных материалов.

Менеджер по маркетингу компании HP Том Браун признает, что чернила вообще являются одной из самых дорогих жидкостей на планете. Но по его словам, обвинять производителей в возросшей жадности не стоит: если считать стоимость конечного отпечатка, а не миллилитра чернил, то она остается практически неизменной на протяжении последних лет. Технологии развиваются и фактический расход чернил на один отпечаток сокращается. Также Браун сообщает, что HP ежегодно тратит на исследовательскую работу в этой области где-то около миллиарда долларов. Естественно, эти траты тоже сказываются на стоимости расходных материалов. Но в любом случае, ситуация со стоимостью картриджей для принтеров тяготеет к абсурду: случается, что картридж отдельно обходится едва ли не дороже, чем само печатающее устройство. При этом производители стоят на страже собственных интересов: использование чернил сторонних производителей зачастую влечет за собой потерю гарантии на сам принтер.

Другой, не менее выразительный пример «троянского коня» покупки – это сменные аккумуляторы для различных устройств. Практически каждый фотолюбитель знает, что пара запасных батарей для камеры нужна в любом случае. Средняя цена на фирменный аккумулятор – где-то в районе 60-100 долларов. То есть примерно 1/10 от стоимости средней любительской камеры. В случае с ИБП стоимость сменной батареи может доходить до половины цены устройства, в случае с недорогими мобильными телефонами – где-то до трети. Но опять же, не стоит считать причиной всего исключительно жадность самих производителей: как правило, все фирменные аккумуляторы проходят достаточно серьезные испытания. Однако какие суммы здесь реально затрачиваются на разработку, остается неизвестным. Для того чтобы привязать потребителя к исключительно фирменным аккумуляторам, устройства могут оснащаться довольно хитроумными алгоритмами распознания «родных» батарей.

Бытовая техника также полна «троянских сюрпризов». К примеру, Bosch выпускает модель термопота, стоящую где-то чуть больше трех тысяч рублей со сменными картриджами для очистки воды. Каждый картридж стоит около 300 рублей и менять его приходится практически каждый месяц. Не менее разорительными могут оказаться и сменные фильтры для пылесоса – их цена может составлять до 1/5 от стоимости самого устройства.

Ремонт и техобслуживание

Ремонт техники – это еще один «троянский конь» покупки, о котором потребители задумываются очень редко. Если вернуться к теме принтеров, то можно вспомнить о том, что замена «головы» у старших моделей Epson может по стоимости оказаться сравнимой с самим устройством. Замена матрицы в фотокамере – это едва ли не 70-80% от той суммы, которую вы заплатили за сам фотоаппарат. Замена разбитого дисплея ноутбука может обойтись в 50-70% от его магазинной цены. Если вы считаете, что с бытовой техникой дело обстоит иначе, то глубоко ошибаетесь: за банальный нагревательный элемент тысячерублевого электрочайника в сервисном центре с вас вполне могут попросить... рублей 600. Это без учета стоимости работ по замене. Разбитая стеклянная полка холодильника, стоящего 15 тысяч рублей может обойтись вам в тысячу. Список можно продолжать до бесконечности. Создается впечатление, что производители делают все для того, чтобы сломанную технику, уже сошедшую с гарантии, не чинили, а заменяли купленной новой.

Для того чтобы остаться при своих, производитель готов пойти и на довольно изощренные шаги. Хороший пример здесь являют младшие модели Apple iMac. Стоят они несколько дешевле, но... на корпусе моноблока отсутствует «дверца» для замены либо расширения оперативной памяти. Просто добавить планку ОЗУ в случае с iMac не удастся. У покупателя есть несколько возможностей: либо сразу приобретать модель с большим количеством оперативной памяти, либо обращаться в сервисный центр Apple (что тоже выльется в немаленькую сумму, особенно при учете отечественных реалий), либо – лишиться гарантии в случае самостоятельной замены. Производитель в любом случае оказывается в выигрыше.

Тотальный vendor lock-in

Vendor lock-in – термин, обозначающий зависимость потребителя от продукции одного производителя. Самый простой пример такого поведения – это различные зарядные устройства и блоки питания. Так, зарядное устройство от одного сотового телефона с высокой долей вероятности не подойдет к другому, а блок питания ноутбука может оказаться несовместим с любым другим устройством. Википедия услужливо напоминает, что во всем многообразном мире фототехники существует только три стандарта: штативного гнезда, «горячего башмака» и резьбы объективов M42. И даже в компьютерном мире, где существует масса стандартов, все не так уж и просто. Системные администраторы знают, что «фирменное» компьютерное железо зачастую весьма привередливо. Особенно это касается серверов, где даже какой-нибудь простейший кабель может быть только «родным» и стоить при этом весьма солидных денег. В мире настольных ПК «троянским конем» может стать все та же техника Apple, чей список совместимости компонентов не отличается особенной широтой и либеральностью. Отчасти в этом виноваты сторонние производители – ведь «яблочные» ПК занимают лишь небольшую часть рынка, и, значит, вкладываться в разработку драйверов и ПО особого смысла не имеет.

Наличие многочисленных стандартов не исключает того, что несовместимость может выскочить наружу в самых досадных (и затратных) мелочах.

В качестве заключения

В целом мы далеки от того, чтобы видеть в каждом действии производителя некую злонамеренность и желание поживиться за счет покупателя. «Троянский конь» покупки может существовать и по вполне объективным причинам. Плюс к этому сама структура рыночной экономики зачастую не предполагает возможности продемонстрировать покупателю истинный «ценник» на тот или иной продукт. Если вы сразу же сознаетесь, сколько стоит товар, то, не исключено, что покупатель переметнется к вашему конкуренту, не столь щепетильному в подобных вопросах.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления