У Челябинска есть шанс приблизиться к развитым европейским городам и создать эффективную систему теплоснабжения. Необходимые для городской инфраструктуры инвестиции найти реально, заявила компания «Фортум» на пресс-конференции в Челябинске. Но приступить к реализации масштабных планов можно лишь после того, как будет принята схема теплоснабжения города – стратегический документ, определяющий развитие городской среды на 15 лет вперед. Как сократить рост цен на тепло, кто должен взять на себя ответственность за теплоснабжение и кому выгодно вкладывать деньги в инфраструктуру – в статье Chel.ru.
Сравнение с Европой
Челябинск может приблизиться к городам северной Европы по уровню организации системы теплоснабжения. Для города разработан проект схемы теплоснабжения на период 2014–2029 годов, все мероприятия в котором оцениваются автором проекта ВНИПИЭнергопром примерно в 66 миллиардов рублей. После того, как проект схемы теплоснабжения пройдет повторные публичные слушания и будет одобрен в Министерстве энергетики РФ, основные участники рынка теплоснабжения приступят к формированию своих инвестиционных программ. По словам вице-президента ОАО «Фортум» по тепловому бизнесу Парвиза Абдушукурова, инвестиции окупятся за счет того, что будут минимизированы потери на тепловых сетях. Сейчас они составляют колоссальные объемы – порядка 42%. Причем речь идет конкретно о потерях на разводящих муниципальных сетях и сетях потребителей, потери на магистральных сетях ниже нормативных и близки к уровню показателей аналогичных сетей большого диаметра в Хельсинки. Сравнение Челябинска и Хельсинки неслучайно: в обоих столь далеких друг от друга городах работают подразделения финского энергоконцерна Fortum.
«Следующий этап, который последует после принятия схемы теплоснабжения города, – это утверждение инвестиционных программ и установление долгосрочных тарифов. Инвестиции будут окупаться не за счет роста тарифов, а за счет эффекта от реализации всех мероприятий по увеличению эффективности системы теплоснабжения. В планах нашей компании сделать Челябинск одним из самых лучших в стране по теплоснабжению», – сказал Парвиз Абдушукуров. «Мы ориентированы в первую очередь на своего клиента, то есть потребителя тепла, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы потребитель оплачивал тепло, которое мы производим, а он получает, а не огромные потери в сетях», – пояснил топ-менеджер компании «Фортум».
В качестве примера можно привести города северной Европы, которые так же, как и Челябинск, отапливаются более полугода. Так вот, стоимость одной гигакалории, например в Дании, в четыре раза выше, чем в Челябинске. Казалось бы, и размер итогового платежа должен быть также выше в четыре раза. На самом же деле при более низкой стоимости тепла платежи челябинцев приближаются (и даже превышают) к европейским расходам на тепло. Так, в Челябинске стоимость тепла составляет 286 рублей на один квадратный метр, в городах Дании – около 370 рублей за квадрат, а в Финляндии этот показатель составляет 259 рублей на квадратный метр, при том, что стоимость гигакалории в Хельсинки выше в два раза.
«Для того чтобы замедлить рост платежей за тепло для потребителя, необходимо внедрять новые технологии, направленные на снижение объемов потребления. Ничего этого не произойдет, пока не будет принята схема теплоснабжения. Инвестор не может идти туда, где нет долгосрочной перспективы и понятных расчетов по затратам и окупаемости», – подчеркнул Парвиз Абдушукуров.
Челябинску нужен главный по теплу
После принятия схемы теплоснабжения должен последовать комплекс практических мер, в числе которых выявление неэффективных источников генерации (прежде всего речь идет о котельных) и либо их модернизация, либо отказ от них. Контролировать все эти процессы должна единая теплоснабжающая организация (ЕТО). Это единый гарантирующий поставщик тепловой энергии для всех потребителей системы и «единое окно» по обслуживанию потребителей. ЕТО закупает тепловую энергию у иных участников системы теплоснабжения и оказывает услуги по передаче тепла потребителям. «Фортум» подчеркивает, что в настоящее время финансовые потоки в теплоснабжении контролирует МУП, состоятельность которого не подкреплена собственным капиталом – он значительно меньше, чем контролируемый этим МУПом рынок. В таких условиях риски есть и у производителя тепла, и у потребителя.
По словам директора невского филиала ОАО «ВНИПИэнергопром» (разработчика схемы теплоснабжения Челябинска) Андрея Чистовича, в самой крупной и единой технологической зоне централизованного теплоснабжения «безусловными претендентами на статус единой теплоснабжающей организации являются «Фортум» и «УТСК». Чистович указывает при этом, что утверждать и схему, и ЕТО будет Минэнерго РФ согласно критериям, прописанным федеральным законодательством.
Свою позицию по выбору ЕТО озвучил и «Фортум». «Мы не доказываем, кто более достоин быть ЕТО – это решает Минэнерго. Мы говорим о том, что по закону нельзя делить одну систему теплоснабжения на несколько зон деятельности различных ЕТО. Выбор единого оператора тепловых сетей в крупнейшей зоне централизованного теплоснабжения Челябинска соответствует требованиям законодательства, это целесообразно и выгодно для потребителя», – поясняет Парвиз Абдушукуров.
Опасения же властей относительно бесконтрольного роста тарифа Андрею Чистовичу кажутся преувеличенными: «Ни одной компании это сделать не удастся, даже если бы хотелось, потому что она находится в регулируемом, очень тяжелом секторе экономики, причем регулируемом весьма авторитарно. И в этом смысле не так просто теплоснабжающим организациям получать прибыли. Все тарифы определяются единым тарифным органом, все коридоры тарифов контролируются».
Что выгоднее: ТЭЦ или котельная?
В ходе публичных слушаний возник спор относительно способа теплоснабжения северной части Металлургического района. Сейчас эта часть отапливается от ТЭЦ «Мечел-Энерго», которая нуждается в модернизации. В схеме теплоснабжения эта зона определена как конкурентная. Говорит разработчик проекта Андрей Чистович: «В Челябинске есть проблема северной части Металлургического района. Мы рассматривали возможность ее присоединения к ЧТЭЦ-3. Хотя источник «Мечел» находится вблизи, а до ЧТЭЦ-3 надо тянуть трассу, разница в тарифе есть, но трасса будет окупаться для потребителя за счет более низкой цены на отпуск тепла с ЧТЭЦ-3». «Фортум» добавляет при этом конкретные цифры: стоимость одной гигакалории от челябинской ТЭЦ-3 на 106 рублей за гигакалорию дешевле, чем на генерации «Мечел-Энерго». А с июля она будет дороже на 130,79 рубля. Известно, что цена на тепло для потребителя процентов на 70-80 состоит из стоимости тепла как товара, в меньшей степени – из стоимости транспортировки, поэтому с позиции потребителя точкой расчета конечной цены на тепло целесообразнее считать стоимость тепла на источнике. В пользу «Фортума» говорит и то, что эта организация специализируется на оказании соответствующих услуг, а для «Мечела» теплоснабжение – это непрофильный бизнес», – добавляет Андрей Чистович.
Не секрет, что в Челябинске работает большое количество котельных, ряд которых в принципе не отвечает требованиям энергоэффективности, и каждая из них производит в любом случае более дорогое тепло, чем современная когенерационная ТЭЦ, поэтому проект схемы теплоснабжения определяет необходимость, как минимум, модернизации котельных. Определить вскоре, насколько эффективно работает тот или иной производитель тепла, можно будет с помощью метода так называемой «альтернативной котельной». Это своего рода идеальная котельная. Расчет цены на тепло для такой АК-котельной делается независимыми экспертами, и эта индикативная цена затем сравнивается с теми ценами на разных источниках, что имеются в реальности. «Если уровень тарифа, рассчитанный по методу альтернативной котельной, будет закреплен регулятором, то устаревшие котельные будут либо модернизированы, либо будут вынуждены закрыться. При этом у потребителя появляется четкое знание прозрачной цены на тепло и ее самой верхней планки, выше которой стоимость тепла в этом городе не должна быть», – прогнозирует представитель «Фортума».
Навести порядок в сетях
Еще один болезненный для сферы теплоснабжения Челябинска вопрос – это потери в тепловых сетях. Если вернуться к европейским городам, на которые ориентируется «Фортум», то для примера можно указать, что потери в тепловых сетях города Хельсинки в три раза меньше, чем в Челябинске.
По словам директора ЧТС ОАО «УТСК» Игоря Рындина, компания предложила администрации города обсудить возможность создания единого оператора тепловых сетей. «Во время подготовки схемы теплоснабжения Челябинска мы предложили начать диалог относительно того, чтобы в городе появился единый оператор тепловых сетей. Сейчас, к примеру, в зоне централизованного теплоснабжения мы можем насчитать около 30 собственников теплосетей. Объединить сети под управлением одной организации можно, создав концессию, в рамках которой будет решен вопрос о форме их эксплуатации», – сказал Игорь Рындин. Единый оператор теплосетей будет нести ответственность за качество теплоснабжения, и потребители смогут общаться с этой организацией по принципу «одного окна».
Отметим, что только в одной зоне теплоснабжения насчитывается около 30 собственников тепловых сетей, и каждый из них обслуживает принадлежащий ему участок по своему усмотрению.
Тепло – товар – учет
Как же должна в идеале выглядеть удобная и выгодная для потребителей система теплоснабжения? Теоретически тепло – это такой же товар, как и любой другой. Но приобретаем мы его по странным законам, рассуждает Парвиз Абдушукуров. «Наступает осень, и потребитель хочет получить тепло в свой дом, продавец в свою очередь хочет его продать. Но пока не будет благословения со стороны муниципалитета, ничего не выйдет. Обратная ситуация происходит весной. На улице жарко, люди открывают форточки, но отказаться от тепла нельзя – нет распоряжения. Все это выглядит абсурдно», – говорит Парвиз Абдушукуров.
По его словам, каждый дом должен быть оборудован индивидуальным тепловым пунктом, где можно будет регулировать подачу тепла, а также учитывать его потребление. «Когда все потребление будет оцифровано, тогда и можно будет говорить о справедливой и прозрачной системе взаимоотношений потребителей и поставщиков тепла», – считает вице-президент ОАО «Фортум».
«Инициатива должна исходить от самих граждан, – добавляет Игорь Рындин. – Надо интересоваться в управляющей компании, сколько тепла потребляет дом, какие меры принимаются, чтобы уменьшить потери. Надо вникать в решения о развитии теплоснабжения, потому что в итоге все оплачивает потребитель. Вопрос в том, что он оплачивает: отсталые технологии или развитие?».
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА и компании «Фортум», видео Евгения МОЛЧАНОВА, монтаж Анны КАЗАНЦЕВОЙ