Жесткие санкции (вплоть до лишения водительских прав) могут быть введены к таксистам-нелегалам, и это поможет очистить от «бомбил» челябинский рынок легковых такси. Эта информация прозвучала сегодня, 19 марта на заседании комитета по промышленной политике Заксобрания Челябинской области. Однако, по мнению экспертов Chel.ru, это не решит всех проблем официальных таксомоторных компаний, которым по-прежнему проще работать в тени. Подробности – в статье Chel.ru.
О необходимости усилить административный контроль за нелегальными перевозчиками говорят давно, но ни к чему хорошему эти ужесточения пока не приводят. В середине прошлого года на Южном Урале власти констатировали массовый отказ от лицензий на работу легковых такси, при этом сильно сократилось количество запросов на выдачу таких лицензий. Как заявлял ранее замминистра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Сергей Смольников, «это стало следствием недостаточно эффективных мер по отношению к нелегальным перевозчикам, а также вступления в силу изменений по налогообложению. Очень нехорошая тенденция».
Осенью прошлого года по приказу регионального минстроя была организована рабочая группа, которая взялась наводить порядок на этом рынке совместно с ГИБДД (раньше ведомства действовали порознь). И чиновникам пришлось еще раз убедиться, что работы в этом направлении – непаханое поле. По словам начальника управления транспорта регионального минстроя Александра Филиппова, многие таксисты-нелегалы вообще далеки от каких-либо представлений о необходимости следовать букве закона. «Подъезжают два патруля ГИБДД к железнодорожному вокзалу, начинают снимать шашечки с машин, а другие частники-нелегалы удивленно наблюдают за этим процессом – даже не понимают, что происходит», – рассказал Филиппов. Впрочем, после нескольких таких рейдов у нелегалов выработалась более адекватная реакция на появление инспекторов (благодаря этой реакции свободных мест на стоянке становится больше).
За полгода работы чиновников в альянсе с ГИБДД было составлено 106 протоколов об административных правонарушениях. Проверки проводились в основном в Челябинске, но работали и выездные бригады. При этом, как выяснили специалисты, широкое, казалось бы, освещение проблемы в СМИ не возымело эффекта. В Златоусте, например, таксисты-нелегалы тоже пребывали в «счастливом неведении» и делали круглые глаза в ответ на обвинения в незаконном предпринимательстве. Но в любом случае, как считают власти, работа была не напрасной. По словам Филиппова, с недавнего времени нелегалы – и в Челябинске, и за его пределами – работают с опаской.
Законопроект, направленный на увеличение штрафов для нелегальных таксистов с 5 тыс. до 30 тыс. руб., внесен на рассмотрение в Госдуму депутатами Вячеславом Лысаковым и Евгением Москвичевым. Согласно документу, за повторное нарушение нелегальных таксистов еще и будут лишать водительских прав до полугода.
Поставить рынок легковых такси на цивилизованные рельсы помогут жесткие санкции к нарушителям, считает председатель комитета по промышленной политике ЗСО Андрей Самсонов. «Очевидно, эта тема актуальна для многих регионов, и сейчас на федеральном уровне рассматриваются изменения в КоАП, которые предусматривают штрафы до 30 тысяч рублей при первичном нарушении и лишение прав – при повторном. Думаю, принятие этих норм серьезно поможет в борьбе с нелегалами», – говорит Самсонов.
Официальным таксомоторным компаниям, казалось бы, только на руку ужесточение санкций к «бомбилам» (официальный статус предполагает ряд дополнительных издержек, которые снижают конкурентоспособность компании). Однако проблемы официалов не исчерпываются лишь давлением со стороны конкурентов. «Легально работать крайне невыгодно, – подтверждает директор такси «Улыбка» Антон Слесарев. – Мы вроде молодцы: вышли из тени, получили разрешение, платим налоги, создаем рабочие места, но нас при этом и «имеют». Если нелегал попадется, ему выпишут штраф в пять тысяч, он сразу же квиток выбросит и поедет дальше работать. А если официала остановили – ну забыл, допустим, магнитные шашки прицепить, – то и водителю штраф выпишут, и механику, и компании – 50 тысяч».
Экс-директор такси «Альянс» Борис Баруля, автопарк которого в своре время насчитывал более 200 наемных машин, продал свой бизнес около года назад – по его словам, как раз из-за неспособности конкурировать с нелегалами, которых «никто не трогает». «А работать в тени я не захотел, это не в моих правилах, – отмечает он. – Причем ситуация-то не изменилась, нелегалов по-прежнему никто особо и не прессует. Никакой паники нет, на интернет-форумах они смеются над происходящим».
Что касается возможного ужесточения санкций к нелегалам, то это не решит всей проблемы, уверен Слесарев: «Сейчас в Челябинске мало кто ездит на такси «с дороги», чаще вызывают к подъезду – так и дешевле, и удобнее. Поэтому наказывать нужно то лицо или ту организацию, которая принимает эти заказы. Надо устранять корень проблемы, а не штрафовать отдельных водителей, вину которых еще и доказать нужно умудриться».