Современные фотовспышки можно разделить две категории: накамерные (системные, внешние) и студийные. Накамерные отличаются, в первую очередь, меньшими размерами и штатной возможностью автономного использования. В этом правиле есть и свои исключения: существуют студийные вспышки, работающие от аккумуляторов. Но все группы вспышек объединяет одно – общие принципы работы.
Принцип работы вспышки
«Сердце» вспышки – газоразрядная лампа, обеспечивающая преобразование электрической энергии в световую. Сама лампа представляет собой герметичную стеклянную трубку, заполненную инертным газом, на концах которой располагаются два электрода. Газ, заполняющий вспышку, ионизируется под действием высоковольтного импульса, подаваемого на поджигающий электрод. Возникающий разряд сопровождается интенсивным выбросом световой энергии. Для накопления энергии используются высоковольтные конденсаторы, разражающиеся в момент подачи импульса. Естественно, что физика этого процесса гораздо сложнее, чем описано выше – мы попытались дать лишь общие представления о происходящем и не более того.
Ведущие числа, джоули и доли секунды
Традиционно мощность вспышки обозначается при помощи так называемого ведущего числа. Так, считается, что вспышка с ведущим числом 20 способна дать достаточно света для освещения объекта, находящегося на расстоянии в 20 метров. Впрочем, здесь есть некоторая доля условности – эти расчеты верны для идеальных съемочных условий и некоей идеальной связки камера–объектив. Нередко производитель считает необходимым указать фокусное расстояние объектива, для которого рассчитывалось ведущее число – это может быть 85 мм, 100 мм и даже 35 мм. При этом ведущее число 48, просчитанное исходя из фокусного расстояния в 85 мм, аналогично ведущему числу 53 для фокусного расстояния 105 мм. Также может быть указана диафрагма и чувствительность в ISO, на которых производились расчеты. Все это несколько затрудняет сравнение вспышек разных производителей.
Для студийных вспышек принята иная шкала оценки мощности – в джоулях или ватт-секундах (что в принципе одно и тоже, если учесть, что 1 Дж = 1 Вт*1 сек.). Если вспомнить курс школьной физики, то можно легко разобраться с этой системой вычисления: студийная вспышка мощностью в 250 джоулей способна обеспечить работу 250 Вт лампы в течение одной секунды. Для 1/100 секунды, соответственно, эта величина будет в 100 раз больше. Отметим, что и тут все не так уж просто: расчеты ведутся для потребляемой, а не для излучаемой мощности.
Другая, не менее важная характеристика вспышки – это длительность импульса. Здесь все достаточно просто: длительность импульса – это временной интервал от начала горения лампы и до полного ее затухания. Как правило, производители накамерных вспышек эту характеристику не указывают, ссылаясь на то, что, по их мнению, импульс «достаточно» короток. Но на практике длительность импульса может разниться – от 1/500 и до 1/30 000 секунды.
В большинстве случаев скрытность производителей вполне уместна: помимо длительности импульса следует учитывать и паспортную скорость синхронизации камеры (минимальную выдержку, на которой камера может работать со вспышкой). Профессиональный стандарт скорости синхронизации: 1/250–1/320 секунды. Именно на этот промежуток времени шторки затвора успевают раскрыться полностью. То есть, в большинстве случаев, импульс будет все равно короче, чем выдержка – что даст возможность осветить объект. Существует еще и так называемая высокоскоростная синхронизация, позволяющая снимать на более коротких выдержках. Но это – отдельная тема для разговора.
Этот страшный TTL
Практически каждой вспышкой можно управлять вручную – выбирая мощность и подбирая пару диафрагма–ISO. В таком случае вычисление экспозиции ложится на плечи пользователя. Что не совсем удобно – особенно при съемке динамических сцен. Поэтому производили достаточно давно задумались о возможности «общения» между камерой и вспышкой. Именно так и родился TTL-замер вспышки.
TTL – это сокращение от английского Through The Lens, то есть, попросту, «через объектив». TTL имеет отношение не только к импульсным осветительным приборам, но и к системе экспозамера современных камер в целом: электроника камеры оценивает количество света, проходящего через объектив, и уже исходя из этого подбирает необходимую экспозицию. В случае со вспышками регулировка длительности вспышки и ее мощности осуществляется автоматически: как только объект съемки освещается в достаточной степени, импульс вспышки прерывается, и затвор камеры закрывается.
Но это только базовое определение TTL – у большинства производителей камер существуют свои фирменные системы TTL-замера, учитывающие самые разные факторы. У Canon существует E-TTL, у Nikon – i-TTL, у Pentax – P-TTL. Протокол обмена между камерой и вспышкой – это коммерческий секрет производителя. Поэтому говорить, чем, к примеру, E-TTL отличается от i-TTL, весьма сложно.
Студийные вспышки, как правило, работу с TTL не поддерживают. Управление экспозицией в этом случае возлагается на самого фотографа.
Конструктивные особенности
Особенностей конструкции вспышек может быть бесчисленное множество. Но самые главные из них – наличие возможности поворота головки вспышки и зуммирования отражателя. Поворот дает возможность избежать прямого освещения объекта, а зуммирование – согласовать фокусное расстояние объектива и угол рассеивания светового импульса. При этом следует помнить, что при повороте головки вспышки в сторону, автоматика может самостоятельно изменить положение отражателя (приравняв фокусное расстояние к стандартным 50 мм).
Возможность поворота встречается практически во всех вспышках профессионального уровня. В бюджетных моделях, напротив, положение лампы может быть жестко зафиксировано или предполагает лишь чисто символическое изменение угла наклона.
Муки выбора
Какую вспышку выбрать – фирменную или от стороннего производителя? Еще лет пять–семь тому назад ответ на этот вопрос был вполне очевиден: согласование автоматики на «родных» вспышках работало гораздо лучше и надежнее. Но на сегодняшний день все стало более запутано. Большинство фирменных технологий TTL-замера было подвергнуто глубокому реверс-инжинирингу. Трудно судить о том, были ли раскрыты все тайны, но факт остается фактом: сторонние вспышки работают с камерами ничуть не хуже, чем родные.
На стороне «родных» вспышек по-прежнему остается потенциально большая надежность, срок гарантийного обслуживания и полная поддержка всех фирменных технологий. Зато сторонние вспышки, как правило, дешевле и обладают рядом интересных функций (управление по радиоканалу, поддержка аккумуляторов большего размера и емкости и т. д.). При этом стоит помнить о том, что, какую бы вспышку вы не выбрали, она будет лучше, чем встроенная, присутствующая в большинстве моделей любительского и полупрофессионального уровня.