Обрушившийся на город снегопад продемонстрировал то, как бизнес зависим от погодных явлений. В отличие от зимних холодов, когда многие челябинцы выбирали магазины в качестве места проведения досуга, метель и последовавший за ней гололед заставил горожан отсиживаться дома. О том, кто понес потери из-за погодных катаклизмов, куда пропали таксисты, можно ли добиться возмещения убытков от дорожников и как завоевать лояльность клиентов с помощью дворника, читайте в материале Chel.ru.
Из-за разыгравшегося в пятницу снегопада челябинский бизнес понес ощутимые потери – передвигаться по городу было невозможно «благодаря» метели в пятницу, а в выходные – из-за гололеда и неубранных улиц. С падением выручки в эти дни столкнулся в первую очередь общепит и сегмент непродуктового ритейла.
«Конечно, погодный коллапс дал о себе знать, – комментирует управляющий ресторанным комплексом «Уральские пельмени» Дмитрий Шумков. – Кто-то изменил планы, другие планировали приехать, но не смогли. Думаю, особенно сильно огорчились те, у кого на пятницу были назначены свадьбы: из-за этого «подарка» природы были большие задержки – на два–три часа гости опаздывали, праздники получились достаточно сумбурными. Ну и в целом люди просто не спешили в рестораны, предпочитая переждать стихию дома. К тому же в вечернее время после мероприятия такси в городе невозможно было вызвать вообще. Не работали практически все таксомоторные компании города, и это было колоссальной проблемой – на вызовы приезжали единицы, при этом время ожидания составляло по три–четыре часа».
А стейк-хаус Steakman в снежную пятницу лишился не только посетителей, но и части вывески. «Около двух часов дня в пятницу сильный порыв ветра сдул часть вывески нашего ресторана, – рассказал менеджер стейк-хауса Steakman Александр Ямпольский. – Вообще около ресторана творилось нечто невообразимое, как, впрочем, и во всем городе: ломались деревья, буксовали машины на стоянках, снег не давал возможности что-либо рассмотреть... Не удивляемся, что в пятницу у нас был занят всего один столик. В выходные обычно полный зал, но на этот раз до нас тоже мало кто добрался. Сейчас все постепенно возвращается в привычную колею». Кстати, отвалившийся от вывески «steak» в заведении уже заказали, на неделе планируют установить обратно.
Кстати
за последние 10 лет количество разрушительных природных явлений выросло в три раза;
в США подсчитали, что более трети экономики страны зависит от погоды;
большинство риск-менеджеров и финансовых директоров крупных международных корпораций считают, что деятельность их компаний существенно зависит от погодных рисков.
«Количество заявок в пятницу увеличилось раз в пять, – комментирует директор такси «Молния» Евгений Домашов. – Если обычно мы получаем примерно по 5000 звонков в сутки, то в тот день их было около 25000. Количество заявок увеличилось даже несмотря на повышение цен, но все равно удалось выполнить только процентов 40 поступивших заявок. В субботу и воскресенье «переобували» автомобили, сколько успели, чтобы сегодня увеличить число машин на линии».
Именно неподготовленность к погодным неурядицам повлекла основную массу проблем. К примеру, внесла свою лепту в убытки и доходы различного бизнеса и плохая работа дорожных служб, уверены эксперты.
«К холодам в минус 35–40°С люди подготовлены – ночью прогревают машины и днем многие ездят без хлопот, – соглашается Дмитрий Шумков. – А к такому сюрпризу погоды в конце апреля практически никто не оказался готов, произошел транспортный коллапс – машины встали и никто никуда не мог добраться. Многие просто бросали автомобили на полпути, передвижение по городу было минимальным. В итоге могу сказать, что в минус 40°С посетителей было чуть больше».
«Дороги ужасные – огромный привет нашим правителям, – продолжает Евгений Домашов. – Сам ехал и в субботу, и в воскресенье в восемь часов утра, и в понедельник – ничего нигде не было почищено с пятничного снегопада. В воскресенье после обеда местами дороги посыпали камушками – и все! Так получилось, что наши водители проездили с нулевой аварийностью, но не всем так повезло. Повышенный спрос на услуги такси, думаю, сохранится как минимум два–три дня. Днем снег будет подтаивать, ночью подмораживать – нечищеные дороги по-прежнему останутся тихим ужасом для многих автомобилистов. Они по-прежнему не будут рисковать садиться за руль самостоятельно, и для кого-то невозможность быть оперативным станет серьезным ударом по бизнесу».
А вот в КРК «Мегаполис» спада посетителей в пятницу не ощутили. «У нас была примерно такая же посещаемость, как обычно, – поделился генеральный директор холдинга «Мегаполис» Александр Одольский. – Вполне возможно, что кто-то до нас не добрался. Но при этом посещаемость показала, что многие приехали к нам погреться и приятно провести время – делать на улице было нечего, а добираться домой сложно».
Таксомоторные компании сработали без убытков, но прибыль могла быть больше, указывают респонденты сайта. «В понедельник люди с утра тоже не рискнули ехать в гололед, поэтому многие вызвали такси, – рассказывает Евгений Домашов. – Сегодня работали по освобождению, заявки на время не брали, ожидание составило до полутора часов. В итоге в целом с пятницы мы сработали в плюс, хотя и в небольшой, потому что и у нас были проблемы с машинами. Если обычно на линии в нашей компании находится около 300 машин единовременно, то в пятницу их работало на треть меньше – и у нас были водители, которые отказались выйти на линию».
В выигрыше оказались магазины в формате «у дома», так как желающих отправиться за продуктами в супермаркеты было мало. По словам директора сети супермаркетов «Домашний» Ильи Коноплева, метель принесла магазинам рекордную выручку. «За счет того, что во время снегопада люди старались не ходить никуда дальше своего двора, в пятницу и субботу у нас был исторический максимум по выручке, а в воскресенье – день традиционно грустный для мелкой розницы, отметился прирост 15%», – сказал Илья Коноплев. Он также отметил, что несмотря на ситуацию на дорогах срывов поставок не произошло. «У нас только три поставщика – дистрибьюторы федеральных компаний – не смогли привезти свою продукцию, все остальные поставки, в том числе ежедневные – хлеб и молоко, были выполнены», – отметил Илья Коноплев.
А вот владелец сети магазинов Fix Price в Челябинске Николай Малетин также говорит о рекорде, но уже об отрицательном в сегменте нон-фуд-ритейла. «Выручка зависит от проходимости, а ее не было, так как кроме как за продуктами люди старались никуда не выходить. У нас падение выручки составило 60–70% как в отдельно стоящих магазинах, так и в торговых центрах. Можно сказать, что в эти дни мы зафиксировали антирекорд», – сказал Николай Малетин.
Бизнес не может противостоять стихии, но способен повысить лояльность своих покупателей, предприняв простые меры, такие как уборка снега вокруг крыльца. «В день снегопада мы оплатили работу дворника по двойному тарифу. Прирост прибыли за эти пару дней превышает оплату дворника на тысячи процентов. Понятно, что прямой связи между этими явлениями нет, но если хотя бы один клиент стал лояльней к нам от того, что подходы к магазину были почищены, это уже хорошо. Поэтому, хотя в нашем арсенале и нет средств для борьбы со стихией, мы все в состоянии предпринять простые действия, не требующие особых затрат, которые помогут справиться с ее последствиями», – считает Илья Конополев.
Предприниматели, бизнес которых пострадал из-за возникших проблем с движением на улицах города и области, вряд ли смогут добиться возмещения убытков от дорожных служб, считает юрист компании «Барский, Нестеренко и партнеры» Анна Грачева. «В данном случае речь идет о форс-мажорных обстоятельствах, и в случае обращения в суд, «дорожники» будут указывать на непредвиденные погодные условия», – сказала юрист.
Управляющий партнер юридической фирмы «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольга Гольцева отмечает, что если речь идет об ущербе, который был понесен в день снегопада, то тут налицо форс-мажор, но если же проблемы возникли в последующие дни, то можно попытаться взыскать убытки. «Если проблемы возникли уже после снегопада, необходимо доказать факт понесения убытков, например уплата штрафа поставщиком покупателю за срыв поставки. Также потребуется доказать, что договор было невозможно выполнить из-за непроходимости дорог, и, самое главное, – вину дорожных служб: нарушение существующих нормативов по срокам и объему очистки дорог. Только в случае наличия этого нарушения можно попытаться взыскать убытки с дорожных служб», – объяснила Ольга Гольцева.
Занесененные снегом магазины и кафе и смелые покупатели, которых не испугала стихия. Все это смотрите в материале телеканала 74.ру.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА и из архива 74.ru, видео пользователя Максима БОДЯГИНА и с сайта Youtube.com пользователя Ilya Lavrov и ViktorAl