7 мая в России отмечается День радио – профессиональный праздник всех работников связи и, конечно же, радиожурналистов. Радиостанция Business FM Челябинск отмечает профессиональный праздник в новом статусе – как региональная станция, создающая лучшие новости в России. Коллектив челябинского Business FM получил главный приз всероссийского фестиваля региональных вещателей «Вместе – радио» за «Лучший ежедневный информационный выпуск». О людях, которые знают всё обо всех и умеют считать секунды – в материале Chel.ru.
Откуда берутся новости
Слушатели, которые ежедневно настраивают приёмник на 100.8 FM, зачастую и не задумываются, какая работа каждый день кипит внутри редакции и как делается радио. Это всегда непредсказуемость. Ни один работник Business FM Челябинск никогда не знает, как пройдёт новый рабочий день. Разумеется, какие-то интересные темы планируются заранее, но это капля в информационном море. Основа вещания Business FM Челябинск – новости, которые происходят прямо сейчас.
«У всех нас выработалась привычка искать новости во всём, что нас окружает, – рассказывает продюсер Business FM Челябинск Екатерина Палагнюк. – По пути на работу встала в огромной пробке? Это новость. Город засыпает снегом? Это куча новостей!»
С раннего утра в студии работают ведущая новостей и линейный ведущий. Они формируют первые утренние выпуски, отбирая на лентах информационных агентств самую важную для слушателей информацию. Кстати, расхожее мнение о том, что Business FM рассказывает исключительно об экономике, бизнесе и финансах – стереотип. На 100.8 FM есть место для любой информации, если она интересна, важна и так или иначе касается большинства аудитории.
К 10 часам утра редакция работает уже в полном составе. Темы для материалов ищут все – редакторы, корреспонденты, продюсер, ведущие. «Принести» в редакцию настоящую тему могут и люди, не занимающиеся непосредственно журналистикой, например, трафик-менеджер или звукорежиссёр. Утром получается нечто вроде летучки – журналисты выбирают темы из общего информационного потока. «Каждую тему мы стремимся подать под каким-то новым углом, – говорит ответственный редактор радио Андрей Фролов. – Для этого обязательно ищем экспертов, которые будут комментировать событие. Это могут быть серьёзные комментарии, релевантные запросам нашей аудитории, а могут быть эмоциональные, яркие, которые украсят сюжет. Эксперты – главное наше оружие».
Кто делает новости
На Business FM Челябинск трудится команда из 13 человек. Ответственный редактор Андрей Фролов руководит работой редакции. Ведущих на радиостанции четверо – Евгения Орлова, Лейла Кайпова, Александр Тимков и Всеволод Чинилов. Девушки каждый час находят, пишут и зачитывают в эфире короткие новости. Мужчины ведут «линейный» эфир – то есть анонсируют главные темы, рубрики и журналистские материалы. Они же в первую очередь озвучивают экстренные новости в рубриках Breaking News и «Прямо сейчас» – те самые случаи, когда сообщение «не терпит» до очередного новостного выпуска и должно выйти в эфир как можно быстрее.
Шеф-редактор Александр Глуходедов выбирает темы для журналистских материалов. Он же в дальнейшем редактирует их, шлифует тексты и проверяет фактуру. Корреспонденты – Татьяна Шабурова и Юлия Ткаченко – собирают информацию по темам, звонят экспертам, пишут, а после редактирования озвучивают свои тексты. Одновременно они могут работать с тремя-четырьмя темами, совершенно не связанными между собой: потоп в Аше, авиарейсы в Крым, общегородской субботник и снос исторического здания в центре города. Продюсер Екатерина Палагнюк «коллекционирует» людей – каждый эксперт, который готов давать свои комментарии радиостанции, заносится в базу. Список контактов растёт каждый день: сегодня в копилке Business FM Челябинск около 1000 экспертов по самым разным темам – от большой политики до спорта и защиты животных.
Над качеством звука работают «уши» Business FM Челябинск – два звукорежиссёра – Илья Клименко и Лев Овчинников. За расстановку в эфире новостей, рубрик, рекламы отвечает трафик-менеджер Алёна Лопатышкина. Чуть больше года назад у Business FM Челябинск появился собственный сайт BFM74.ru. Им руководит редактор Светлана Манцурова.
Разумеется, у всех есть свои обязанности, и каждый чётко знает свою работу. Но в экстренной ситуации (а в Челябинске новости, бывает, даже падают с неба) вся редакция может одновременно трудиться над одним-единственным материалом: кто-то записывает эксперта, кто-то в это же время монтирует звук, кто-то пишет текст. Совместными усилиями полноценный сюжет с комментариями специалистов создается за 20 минут.
И ещё – в редакции Business FM почти каждый сотрудник может в любой момент подменить коллегу. Так, бывали случаи, когда продюсер вела новости, редактор монтировал звук, а звукорежиссёр садился в эфирную студию, чтобы выдавать главный продукт – новости.
Сегодня служба радиовещания медиахолдинга ОТВ производит и распространяет программы на четырех радиостанциях в 15 городах вещания.
В Челябинске это радио Business FM и «Вести FM».
В городах области: Business FM Челябинск, «Ретро FM» и «Радио Дача».
Объем вещания на Business FM: 12 выходов по 14 минут в будни и 4 выхода по 14 минут в выходные.
Хотя что считать главным? Редакция радиостанции молода – большинству сотрудников от 25 до 35 лет. За три года работы у работников Business FM родились два сына, две дочки и один внук.
Рука Москвы
Путь к победе на фестивале «Вместе радио» был стремительным, но непростым. До того как победить, Business FM Челябинск дважды выставлял свои работы на суд жюри.
«Чтобы выйти в финал фестиваля, нужно победить на региональном этапе, где собираются радиожурналисты со всего Урала, – рассказывает Андрей Фролов. – Специфика этого этапа в том, что работы оценивает «открытое жюри», это коллеги и по сути конкуренты – представители других радиостанций, участвующих в конкурсе. Когда мы показали им свой информационный выпуск в первый раз, честно говоря, нас не поняли. Подавляющее большинство участников – представители музыкальных радиостанций, где новости – далеко не главный продукт. Наши выпуски казались им чересчур длинными, тяжёлыми, перегруженными подробностями. Выйти в финал не получилось. На следующий год нам отдали второе место на региональном этапе. И вот, наконец, в марте этого года нашу работу уральские коллеги оценили по достоинству. Мы попали на всероссийский финал и забрали главную руку радио».
«Первую эсэмэску отправили директору Светлане Яремчук, – говорит шеф-редактор Александр Глуходедов. – Она сначала не поверила! Звонит, а у нас церемония, ответить не могу. Пишет: «Мы первые?» Отвечаю: «Мы единственные!». Второго и третьего места просто нет».
В финале работы радийщиков из регионов оценивает компетентное жюри – это редакторы, журналисты и ведущие самых крупных столичных и федеральных радиостанций: первый заместитель главного редактора «Эхо Москвы» Владимир Варфоломеев, заместитель главного редактора ОАО «Москва Медиа» Максим Димов, ведущий Business FM Москва Игорь Ломакин и не менее маститые коллеги из регионов. Вручая первую из пяти статуэток, символ буквы «Р» – именно её дают за лучший информационный выпуск, – Макс Димов прокомментировал: «Победил классический выпуск новостей!» А после официальной церемонии добавил: «Клевый продукт, за такую работу не стыдно». Игорь Ломакин сказал в стиле Business FM: «Челябинский Business задает стандарт регионального информационного радиовещания на ближайший год!»
Фото: Фото Business FM Челябинск