RU74
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Челябинске
Погода-3°

переменная облачность, небольшой снег

ощущается как -10

8 м/c,

ю-з.

730мм 74%
Подробнее
0 Пробки
USD 103,27
EUR 108,56
Бизнес Сергей Демаков, президент холдинга «Урал-Цемент»: «Новые технологии «Урал-Цемента» обещают революцию в строительстве»

Сергей Демаков, президент холдинга «Урал-Цемент»: «Новые технологии «Урал-Цемента» обещают революцию в строительстве»

Как отходы металлургии превратить в доходы строительной отрасли, где впервые в России будет производиться белый цемент, что нужно современным потребителям и когда распрощаемся с бумажной упаковкой стройматериалов? Об этом и многом другом мы беседуем с президентом холдинга «Урал-Цемент» Сергеем Демаковым.

Союз науки и производства

– Сергей Иванович, холдинг «Урал-Цемент» называют одним из ведущих производителей цемента на Южном Урале. Расскажите о сегодняшней деятельности предприятий, ведь сам бренд существует уже давно.

– Действительно, бренд «Урал-Цемент» существует еще с 90-х годов и хорошо известен многим строителям. Поэтому, осваивая новые технологии, но будучи верны традициям качества, мы решили вернуть хорошо забытое имя. Сегодня холдинг «Урал-Цемент» занимается научными разработками и производством разнообразных строительных материалов, таких как цементы, сухие строительные смеси, минеральные добавки, геополимеры. В его состав вошли профессиональные кадры с большим опытом в науке и производстве. У нас есть и старые предприятия, которым по 20 и более лет, и совершенно новые – пока на фундаменте или даже в проекте. И не только на Южном Урале, но и в других регионах России. Часто говорят, что между наукой (то есть теорией) и практикой гигантский разрыв. Мы пытаемся его сократить, объединив производственную базу и научно-техническое подразделение.

– Судя по названию, основная специализация холдинга – все-таки цемент. Он особенный? Благодаря каким технологическим новшествам вы добились улучшения качественных характеристик цемента?

– Мы производим цемент с высоким содержанием доменного гранулированного шлака по технологиям, разработанным более 50 лет назад, но после распада СССР незаслуженно забытым. Взяв за основу лучший мировой опыт, холдинг «Урал-Цемент» наладил производство цемента, где применяются отходы металлургических производств. Это значительно сокращает использование природных ресурсов (глина, известняк) на производство клинкера (промежуточный продукт при производстве цемента. – Прим. автора) и способствует уменьшению выбросов углекислого газа в атмосферу. Не секрет, что наш регион богат отходами металлургии: золы, шлаки, химические элементы – все это миллионами тонн копилось многие годы. Только представьте, какое техногенное воздействие оказывается на окружающую среду!

А между тем такие отходы можно использовать при производстве стройматериалов – цементов, бетонов и прочего. К примеру, за забором ЧМК – огромное количество шлака, который все эти годы ждал своего часа... Троицкая ГРЭС столкнулась с серьезной проблемой утилизации золы, образуемой после сжигания в котлах. Сегодня их отвалы находятся на территории дружественного Казахстана, который берет совсем недружественную плату за складирование и хранение золы. Но и эта площадка через два года переполнится, и перед энергетиками встанет острейшая проблема, куда девать золу.

– Вы знаете ответ на этот вопрос?

– Мы понимаем, как выходить из этой ситуации – нужно производить зольные и золобетонные цементы. Наша лаборатория по цементам и бетонам уже получила обнадеживающие результаты, они подтверждаются зарубежными учеными, давно применяющими такие технологии. Главная задача сегодня – нарастить собственную производственную базу, чтобы претворять все это в жизнь.

– Вы говорите об утилизации отходов промышленного производства. Понятно, какую выгоду это несет самим предприятиям. Но что вы можете сказать об экологичности ваших продуктов? Насколько они безопасны для использования в жилищном строительстве?

– Абсолютно безопасны. Мы затратили значительные финансовые средства и кадровые ресурсы на научные разработки, позволяющие полностью устранить любой экологический риск. Наши продукты абсолютно безопасны, поскольку мы, во-первых, считаем безопасность одним из главных приоритетов, а во-вторых, тесно сотрудничаем с ведущими научными центрами, обеспечивающими нас самыми передовыми мировыми технологиями.

– С кем «Урал-Цемент» сотрудничает в научном плане?

– С передовыми в этой отрасли институтами – российскими и международными. Из отечественных вузов прежде всего назову, конечно, ЮУрГУ, где кафедру строительных материалов возглавляет знаменитый своими исследованиями в области шлаковых цементов профессор Б. Я. Трофимов. Также сотрудничаем с Киевским инженерно-строительным институтом, специализирующимся на разработке и внедрении шлако-щелочных цементов и бетонов на его основе. Современное название этих материалов – геополимер-цементы. Они широко применяются в Европе, США, Австралии, Германии и Китае. Особенность таких цементов – в их составе 100% шлаки, золы и их комбинации. При этом нужно сделать специальный помол – определенной тонкости, гранулометрии, в нужном сочетании. Фактически это те же минералы, но образуются они в металлургических печах.

– Сейчас у нас сложные отношения с Украиной. Не повлияет ли это на научно-техническое взаимодействие?

– Думаю, опасения напрасны. Ученые, технари – они вне политики, поэтому не вижу здесь никаких проблем. Разве что командировки теперь на Украину пореже будут...

Зачем строителям доменные печи?

– Что входит в стратегические планы «Урал-Цемента»?

– Мы заботимся об охране окружающей среды, поэтому наша главная цель – увеличение использования металлургических шлаков при производстве цемента в качестве замены природных ресурсов. Такой продукт имеет немало преимуществ для потребителя, и главное из них – это цена. Сегодня мешок цемента в 40 килограммов торговой марки «Урал-Цемент» можно купить в розницу за 170 рублей, при оптовом заказе от 245 мешков цена – 140 рублей за мешок. За счет использования в производстве цемента металлургических отходов нам удалось снизить стоимость нашего продукта, сохранив при этом высокое качество.

Мы работаем в тесном взаимодействии с компанией «Мечел-материалы»: разрабатываем рецептуры и технологические регламенты, поставляем по ним сырье (гипсы и другие добавки) для помола и получаем базовый продукт – молотый доменный гранулированный шлак. На его базе производятся цементы, геополимеры, бетоны, минеральные вяжущие и добавки.

Кстати, молотый шлак с прошлого года уже используется на крупных стройплощадках Челябинска. В частности, на объектах жилого комплекса «Манхэттен» шлак применяется при заливке фундаментов, бетонов. В настоящее время мы приступили к промышленным отгрузкам шлака на КПДиСК. Также разработали программу научно-технического исследования наших молотых шлаков и цементов для завода ЖБИ-1. Проводим испытания и надеемся, что это будет второй завод, закупающий у нас новую продукцию в промышленных масштабах.

– Где расположены производственные площадки «Урал-Цемента»?

– Холдинг объединяет ряд производственных активов. На многих предприятиях запланирована модернизация производства. Например, в конце прошлого года мы приобрели талько-магнезитовую фабрику в Атляне. Там существуют три карьера по добыче сырья: талько-магнезитовые, микрокальцитовые, пирофилитовые, с лицензиями. Есть площадки для хранения тонкомолотых составов объемом 10 тысяч тонн, импортное оборудование, благодаря которому перемешиваются разные виды порошков и получаются композитные сухие смеси, вяжущие вещества, геополимеры и цементы с разными видами добавок. В последнее время фабрика не эксплуатировалась, соответственно инфраструктура, включая ж/д дорогу, требует модернизации. В этом мы рассчитываем на помощь местных властей, правительства области и РЖД. Со своей стороны гарантируем, что предприятие начнет выпускать новую продукцию, восстановит рабочие места, начнет платить налоги в бюджет.

Также не так давно нами приобретен Челябинский завод сухих строительных смесей (ранее входил в ЧелСИ. – Прим. автора). Там реализуется программа производства сухих смесей, но уже с использованием производимых нами продуктов.

Новый перспективный проект реализуется в Коркино – строится современный завод по производству уникальных строительных блоков Tecolit, которые не подвержены горению, гниению и прекрасно обрабатываются. При их производстве будет использоваться высококачественная щепа древесины хвойных пород и другие натуральные материалы, обеспечивающие новому продукту великолепные характеристики.


– Сергей Иванович, планируете ли вы развивать производство новых строительных материалов?

– Уже сейчас мы производим широкую линейку специальных цементов, сухие смеси, композиционные вяжущие, бетоны и так далее – более 10 наименований. Постоянно ведем работу над разработкой перспективных материалов. Так, сейчас рассматривается проект производства совершенно нового продукта – белого цемента. В России никто его не производит, все импортируется, причем по высокой цене – 250 евро за тонну. А потребность в нем российского рынка – до полумиллиона тонн в год. Между тем Южный Урал обладает уникальной сырьевой базой: у нас есть микрокальцит, белые каолиновые глины в Кыштыме. Исследования ЮУрГУ и Белгородского государственного технологического университета (БГТУ) им. В. Г. Шухова подтверждают, что белый цемент можно делать на нашей сырьевой базе. Планируем провести переговоры с заинтересованными партнерами, в том числе иностранными, что очень важно для области в плане привлечения инвестиций. Так, интерес к производству такого продукта проявляют датчане (компания FLSmidth), Ирландия (компания CRH) и другие представители зарубежной промышленности.

– Современный потребитель предъявляет повышенные требования к упаковке продукции. Чем можете порадовать?

– Уже сегодня наша продукция, в частности цемент, выпускается в прочных полипропиленовых мешках. Такой упаковке не страшны удары и падения, она обладает повышенной устойчивостью к воздействиям окружающей среды по сравнению с бумажным мешком. Кстати, отличительная особенность мешков «Урал-Цемент» – фасовка по 40 килограммов, это значительно облегчает их транспортировку и укладку, ведь мы заботимся о наших покупателях. Совсем скоро наши клиенты смогут опробовать инновационную упаковку сухих смесей, цемента и прочей продукции. Мы подписали все соглашения и меморандумы с известным немецким производителем фасовочно-упаковочного оборудования – компанией Haver & Boecker, разрабатывающей упаковочные материалы для предприятий Великобритании и Шотландии. Климат там, как известно, влажный, и цементы хранятся недолго, поэтому англичане приняли решение уйти от бумажной упаковки к полиэтиленовой.

Подобную пленку по нанотехнологии производят наши соседи под Екатеринбургом – «Урал-Пластик». Они с нетерпением ждут, когда мы установим оборудование, чтобы применять их упаковочные материалы. Это самая современная, не побоюсь этого слова, упаковка в мире, позволяющая хранить цемент в мешках не два месяца, как сейчас, а два года. Причем мешок может лежать во влажных условиях месяцами! Рынок, конечно, ждет таких материалов. Все мы уже «наелись» этой пыли: зайдешь в магазин строительных материалов, гипермаркет – и стыдно за нашу индустрию: пыль, рваные мешки, слой цемента на полу. Планируем запустить оборудование для упаковки нашей продукции уже в августе 2014 года. В России таких материалов пока нет, так что и здесь мы будем первопроходцами.

Что скажет рынок

– Сергей Иванович, вы упоминали о цене на цемент. А как выстраивается система продаж в холдинге? Чем вы можете заинтересовать покупателя?

– Для челябинского покупателя сегодня цены на наш цемент одни из самых низких по рынку. Мы предлагаем цемент в мешках по 40 килограммов по минимальной цене 140 рублей за мешок (при покупке от 245 мешков это семь паллет). А при покупке от 35 до 245 мешков клиенту предлагается бесплатная доставка товара, но мешок цемента в этом предложении стоит 170 рублей. Кроме этого, у нас разработана гибкая политика для постоянных и оптовых покупателей. Заказать цемент и узнать все подробности можно по бесплатному телефону: 8-800-550-5000.

– Насколько широк рынок сбыта продукции «Урал-Цемента»?

– Наша продукция имеет расширенную географию рынков сбыта – Урал, европейская часть страны, Сибирь, северные регионы. Сейчас начались поставки в Омск, Санкт-Петербург, где очень много гидросооружений, метро. Мы активно работаем с дорожниками и метростроевцами Москвы – наши материалы дают возможность заниматься стабилизацией грунта при дорожном строительстве (вместо выкапывания и перемещения), как это делается в Финляндии и других странах. Фактически осваиваем новый сегмент рынка, замещая старые, затратные и неэффективные технологии. А всепогодная упаковка, о которой я уже рассказывал, позволит осуществлять дальние завозы – на Север, где продукция может храниться на улице, в районы стихийных бедствий, где априори нет складов, создавать запасы для Госрезерва и так далее.

– Сергей Иванович, каковы, на ваш взгляд, основные тенденции развития цементного рынка? Каким вы видите его в ближайшие годы?

– Цементная индустрия идет нога в ногу с развитием промышленности, дорожного и гражданского строительства. Но сравните: у нас в России около 70 миллионов тонн потребления цемента ежегодно, а в том же Китае – миллиард (!). Что называется, почувствуйте разницу... Нам есть куда расти, так как мы мало применяем цемент для дорожного строительства. А ведь масштабы России очень велики – нам и миллиарда может не хватить. (Улыбается.) За последние 10 лет потребление цемента все же увеличилось с 30 до 70 миллионов тонн, есть потенциал к 2020 году достичь планки в 150 млн тонн. Если же в России пойдут инфраструктурные проекты, то возможен скачкообразный спрос на этот продукт.

Что касается Урала, то сегодня, надо признать, мы входим на стагнирующий рынок. Но жизнь не ограничивается одним днем или годом. Считаю, что сейчас самое удачное время для того, чтобы создавать, разрабатывать и предлагать рынку новые, современные и эффективные технологии и продукты. Закон рынка – передовые технологии вытесняют устаревшие. Это и есть формула развития, которой следует наш холдинг.

Фото: Фото из архива холдинга «Урал-Цемент»

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
39
ТОП 5
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления