Социальная сеть Facebook научилась управлять пользователями. Правда, это умение используется только в исследовательских целях, однако это не помешало западным любителям социальных сетей устроить скандал. Причиной бурной реакции стала вполне серьезная научная статья под многословным названием «Экспериментальное доказательство заражения масс эмоциями через социальные сети».
Соответствующая работа была опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences 17 июня текущего года, а само исследование проводилось еще в 2012 году на площадке самой крупной социальной сети в мире – Facebook. В эксперименте участвовало 689 тысяч человек.
Суть эксперимента была проста: посредством управления новостной лентой половине пользователей показывались новости, несущие негативную окраску, а другой – новости вполне позитивного содержания. Как выяснилось в ходе исследования, пользователи сети под влиянием новостей сами стали продуцировать соответствующий – позитивно или негативно окрашенный – контент (записи у себя на стене, статусы и так далее).
«Эмоциональные состояния, – утверждают авторы исследования, – могут быть переданы другим лицам в виде своеобразного «эмоционального заражения», что заставляет людей испытывать те же эмоции без их осознания. «Эмоциональное заражение» хорошо известно в лабораторных экспериментах над людьми, передающими положительные и отрицательные эмоции другим». Впрочем, исследователи признают, что результаты проведенного эксперимента могут оказаться спорными, и прибегают к весьма обтекаемой формулировке: «эмоции, выраженные другими пользователями Facebook, влияют на наши собственные эмоции».
После того как результаты исследования были обнародованы, по социальным сетям и западным СМИ прокатилась настоящая волна возмущения. Пользователи протестуют против подобного вмешательства в их личную жизнь. «В Facebook мы все – лабораторные крысы», – иронически констатируют журналисты NewYork Times.
Растущее возмущение уже заставило одного из исследователей – Адама Крамера, – объясниться с общественностью на просторах все той же социальной сети. «Причина, по которой мы принялись за это исследование, заключалась в том, – рассказал исследователь на своей странице, – что мы заботимся об эмоциональном воздействии Facebook на людей... В то же время мы были обеспокоены тем, что воздействие негатива может привести к тому, что люди начнут избегать посещения Facebook».
Отметим, что само руководство социальной сети не считает, что проведенный эксперимент хоть как-то затронул частную жизнь пользователей. Более того, в пользовательском соглашении, принимаемом при регистрации аккаунта в Facebook, содержится пункт о согласии с проведением «внутренних операций, включающих устранение неполадок, анализ данных, тестирование, исследования и улучшение сервиса».