9 августа исполняется 80 лет группе предприятий «Электромашина» (ВИС ОАО «Электромашина», ОАО «НПО «Электромашина», ОАО «СКБ «Турбина»). Это имя с гордостью носит челябинское предприятие, ставшее одним из ведущих в российском оборонном комплексе в области проектирования и изготовления систем и изделий электрооборудования для бронетанковой техники. Во время войны завод электромашин был неотъемлемой частью легендарного Танкограда, обеспечивая электрооборудованием лучший танк Второй мировой – знаменитый Т-34. В последующие годы ЗЭМ выпускал как оборонную, так и гражданскую продукцию. «Электромашина» выстояла в кризис 90-х годов и сейчас уверенно держит курс на развитие производства мирового уровня.
Как все начиналось
Группа предприятий «Электромашина» ведет свою историю с 9 августа 1934 года, когда на базе Московского электрокомбината было создано предприятие по производству автотракторного и спецоборудования. В те годы производство электрооборудования казалось «открытием Америки», специалисты такого профиля в стране были наперечет. Но вскоре завод создал собственные конструкторские разработки и получил заказы от всех военных ведомств: танкового, авиационного, кораблестроительного.
В октябре 41-го предприятие эвакуировали в Челябинск, а уже в декабре здесь началось производство продукции для танковых заводов Советского Союза. Работники трудились по 12–15 часов в сутки, стараясь быть на шаг впереди противника. С этой задачей завод успешно справлялся, разработав, например, механизм поворота башни для танков и генератор повышенной мощности Г-73. В 1943 году за образцовое выполнение заданий правительства СССР по обеспечению танковых заводов электрооборудованием предприятие наградили Орденом Трудового Красного Знамени. После окончания Великой Отечественной войны завод остался в Челябинске.
Расцветом предприятия в советское время можно назвать 70–80-е годы. В строй были введены новые цеха – литейный и гальванический. В 1986 году сдан в эксплуатацию шестой корпус, в котором организовано производство печатных плат на толстостеночной основе и сборочно-монтажное производство по выпуску изделий электрооборудования с применением микросхем – для того времени это были настоящие инновации. На предприятии начался выпуск новых изделий: электрических систем и отдельных блоков спецмашин. Объем производства вырос в 4,5 раза, производительность труда увеличилась в 2,8 раза, завод экспортировал изделия в 20 стран мира. В области бронетанковых конструкторских разработок значительным прорывом для ЗЭМа стал танк Т-64, в отношении которого многое было применено впервые в мире. Впечатляла и номенклатура изделий микроэлектронного производства: только печатных плат, в том числе повышенной сложности, изготавливалось свыше 400 наименований.
На пороге перемен
Постепенно «Электромашина» объединила многие производства, необходимые для выпуска электрооборудования. Все – от листа железа или гранул пластмассы до готового изделия, начиненного электроникой, – завод делал сам. Кстати, «Электромашина» освоила и выпуск самых разных товаров народного потребления: электродвигатели для пылесосов, медицинское оборудование, пельменницы, детские игрушки. Практически каждая челябинская семья пользовалась орешницами и фенами для сушки волос, произведенными на ЗЭМе.
Тяжелым временем для завода стали 90-е годы прошлого века, когда Россия перешла на рыночную экономику. Период политической и экономической нестабильности негативно отразился на всех предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Не стала исключением и «Электромашина» – из-за резкого снижения объемов государственных заказов, инфляции и сокращения рынка упал объем выпускаемой продукции. Предприятию приходилось в буквальном смысле выживать: объединять цеха, сокращать участки, переориентироваться с массового производства на мелкосерийное и экспериментальное.
На первый план вышла гражданская продукция. На заводе начали разрабатывать и выпускать оборудование для предприятий пищевой промышленности, строительных организаций и животноводческого комплекса. Но и это не решало всех проблем. Начался отток персонала, возникли задержки зарплаты. Положение спасли лишь экспортные поставки, которые начались в середине 1990-х годов. Настоящим успехом стало заключение индийского контракта – на поставку 310 танков Т-90, оснащенных электрооборудованием завода. В итоге «Электромашина» не только рассчиталась с долгами, но и приобрела современное оборудование для механообрабатывающих цехов, сборочного производства, испытаний изделий и конструкторских разработок.
Перспективы развития
За 80-летнюю историю завод прошел путь от государственного предприятия до акционерного общества открытого типа. В настоящее время «Электромашина» – это вертикально-интегрированная структура, представляющая собой крупный машиностроительный комплекс по производству электрооборудования и автоматизированных систем управления специального и общепромышленного назначения. Здесь разрабатывают и производят более 300 изделий спецназначения: системы управления огнем, пожаротушения, управления трансмиссией и силовой установкой, блоки автоматики и аварийной сигнализации, автономные источники электропитания, электродвигатели и исполнительные механизмы. Стоит отметить, что часть продукции не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом.
Среди постоянных партнеров холдинга – ОАО «Рособоронэкспорт», Министерство промышленности и торговли РФ, ОАО «НПК "Уралвагонзавод"», «Концерн тракторные заводы», «Военно-промышленная компания». Из гражданской тематики преобладают заказы ОАО «РЖД», особое внимание уделяется развитию систем жизнеобеспечения и комфорта для подвижных объектов.
Сейчас на предприятии внедряется концепция Бережливого производства, реализуется глобальная программа техперевооружения. «Фактически перед нами стоит задача построить новый завод на базе существующего – создать предприятие, отвечающее всем современным требованиям и выпускающее продукцию мирового уровня, – говорит генеральный директор ОАО «НПО "Электромашина"» Игорь Афанасьев. – Работа проводится в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011–2020 годы». Общий объем инвестиций по первой очереди составит 2,4 миллиарда рублей, а ее основная фаза завершится в 2015 году. Инвестиции второй очереди федеральной программы оцениваются в восемь миллиардов рублей. Эти капитальные вложения охватят все технологические переделы «Электромашины» и позволят реконструировать почти 100 тысяч квадратных метров площадей предприятия, что полностью изменит всю логистику производства и многократно увеличит отдачу с каждого заводского метра».
Игорь Юрьевич Афанасьев, генеральный директор ОАО «НПО "Электромашина"», ОАО «Электромашина».
Родился в 1968 году в Москве.
В 1993 году окончил факультет «оптическое приборостроение» МИИГАиК.
Имеет богатый опыт управления крупными предприятиями – электротехническими, электромеханическими и литейными. С 2002 года возглавлял машиностроительные заводы: ЗАО «ВЗЩА», ОАО «ЭЛТЕЗА», ОАО «КМО».
С 2011 года – первый заместитель генерального директора ОАО «НПО "Электромашина"», с 18 октября 2013 года – генеральный директор ОАО «НПО «Электромашина», с 16 декабря 2013 года – генеральный директор ОАО «Электромашина».
Женат, имеет двух сыновей.
Кроме того, у предприятия есть и собственная инвестпрограмма. Только на 2014 год акционерами компании – НПК «Уралвагонзавод» и госкорпорация «Ростехнологии» – согласован рекордный объем инвестиций на сумму более 670 миллионов рублей. В настоящий момент идет модернизация энергетического комплекса: в 2015 году заработает новая котельная с повышенной мощностью и современным оборудованием. Строится крупный испытательный центр, на базе которого большинство электротехнических изделий, производящихся в УрФО, будут проходить подтверждение технических характеристик.
Кроме того, в 2015 году планируется поставить на серийное производство комплекс новейших электронных систем и электродвигателей по управлению вооружением, движением и защитой бронетанковой техники. В 2016 году 80% товарного выпуска «Электромашины» составят образцы новой техники.
Темпы роста объемов производства и продаж в 2017 году по отношению к 2013 году прогнозируются на уровне более 300%, а в 2020 году объемы производства должны вырасти в семь раз (в сравнении с 2013 годом).
«В 2015 году все крупные мировые державы представят свои новые разработки вооружения. Я считаю, что продукция «Электромашины» должна подтвердить статус России как государства-лидера на геополитической сцене, – продолжает Игорь Афанасьев. – Результатом наших общих усилий может стать то, что на юбилейном параде Победы в 2015 году по Красной площади проедет новая техника, созданная в том числе и руками работников «Электромашины». По-моему, это хороший стимул для всех заводчан».
Кадровый потенциал
Интересно, что сейчас на «Электромашине» сложилась уникальная ситуация. Пока большинство предприятий Южного Урала готовится к очередному кризису и затягивает пояса, на ЗЭМе наращивают численность персонала. Сегодня завод остро нуждается в конструкторах, программистах, электронщиках, наладчиках станков с ЧПУ, инженерах-технологах.
Дело в том, что при реализации крупных инвестиционных планов приобретается большой парк нового современного оборудования, на котором должны работать подготовленные люди. Для решения этой проблемы предприятие совместно с Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством образования РФ разработало целевую программу подготовки специалистов: обучение персонала проводится как в собственном учебном центре предприятия, так и в местных вузах и колледжах.
Постоянно расширяется социальный пакет для сотрудников предприятия. Так, с 2014 года действует новая жилищная программа, направленная на привлечение и удержание специалистов дефицитных профессий, – заводчанам компенсируют проценты по ипотечным кредитам. В этом проекте уже участвует более 40 сотрудников «Электромашины», причем не руководители, а простые наладчики и операторы станков с ЧПУ, технологи, инженеры-программисты. Такая помощь особенно ценна для молодых семей.
Забота о кадрах – замечательная, добрая традиция предприятия, за которой стоят реальные дела и результаты. Большой популярностью пользуется программа добровольного медицинского страхования, ряд социальных льгот для сотрудников прописан в коллективном договоре. В 2009 году был открыт музей ОАО «Электромашина», наглядно демонстрирующий связь между настоящим, прошлым и будущим челябинского предприятия.
Всем городом – на юбилей
Для многих ЗЭМовцев предприятие стало родным. Практически в каждом подразделении есть рабочие династии, здесь работают дети и внуки тех, кто создавал завод, вносил свой вклад в славные страницы его истории. Поэтому грядущий юбилей одного из ведущих оборонных предприятий Южного Урала будут отмечать не только работники «Электромашины», но и все жители Челябинска.
Торжественное праздничное мероприятие состоится 8 августа на территории предприятия. Приглашаются заводчане, жители и гости города – в этот день в 14 ч «Электромашина» распахнет ворота для всех желающих.
Специально для проведения праздника будет установлена большая сцена. Под аплодисменты собравшихся почетными грамотами и благодарностями будут награждены более 40 лучших специалистов. В программе праздника – выступления артистов из акробатического шоу «Неприкасаемые», шоу роботов братьев Вертеров из Екатеринбурга, а также концерт известной музыкальной группы «Ин Кэш».
Во время мероприятия будет работать детская площадка – малышам покажут шоу мыльных пузырей, они попрыгают на батуте, примут участие в мастер-классе по росписи глиняной игрушки и так далее. А завершится праздник ярким зрелищем – запуском в небо воздушных шаров.
«80 лет – значительная дата в жизни любого человека, а для предприятия – это целая эпоха. Возраст, свидетельствующий о стойкости, стабильности развития, успешной деятельности, конкурентоспособности и востребованности на рынке. Современная производственная база, перспективные разработки, большой научно-технический потенциал, опыт и трудовые традиции старшего поколения, а также энергия и целеустремленность заводской молодежи позволят «Электромашине» и дальше нести почетное звание одного из ведущих предприятий отечественного машиностроения, – уверен генеральный директор ОАО «НПО "Электромашина"» Игорь Афанасьев. – Поздравляю действующих сотрудников и уважаемых ветеранов ЗЭМа с важной и почетной датой в жизни нашего предприятия! Желаю всем здоровья, настоящего боевого настроя, трудовых свершений и успехов в наших общих начинаниях!».
Фото: Фото предоставлено ОАО «НПО "Электромашина"»