Урбанизация Челябинской области набирает обороты. Минстрой региона объявил открытый конкурс на разработку схемы территориального планирования агломерации. Начальная цена контракта составила 25,6 миллиона рублей. Кто претендует на участие в конкурсе, насколько адекватна стоимость разработки и что это объединение городов даст экономике области – читайте в материале Chel.ru.
Победителю конкурса на разработку схемы территориального планирования челябинской агломерации отводится 12 месяцев: работы должны быть завершены до 15 октября 2015 года. При этом, согласно информации сайта госзакупок, первый этап должен быть выполнен до декабря 2014 года. Проект охватывает семь муниципальных образований: Копейский и Челябинский городские округа, Еткульский, Коркинский, Еманжелинский, Красноармейский и Сосновский районы.
Напомним, еще в июне заявка южноуральских властей наряду с проектом соседней Башкирии была поддержана Министерством регионального развития РФ и вошла в перечень пилотных проектов по развитию агломераций в числе 14 крупных населенных пунктов России.
Победитель конкурса должен провести комплексный анализ территории для определения основных узлов и направлений сбалансированного развития агломерации, чтобы перераспределить функции между ядром и периферией за счет разгрузки мегаполиса, создать систему перспективного расселения с обеспечением социальной инфраструктурой, организовать единую транспортно-логистическую сеть и создать скоординированную систему использования земель, иначе говоря, определить оптимальные площадки под жилищное, дачное строительство, промышленное и сельскохозяйственное производство.
При этом, как разъясняют организаторы конкурса, исполнитель контракта в соответствии с техзаданием осуществляет сбор исходных данных, в том числе топографической основы необходимого масштаба, данных по полезным ископаемым, отводу земель для всех видов строительства за последние три года, инженерно-транспортной инфраструктуре, о строящихся объектах производственно-коммунального назначения.
Заявки на участие в конкурсе принимаются Минстроем до 20 августа, оценка предложений продолжится до 26 августа.
«Речь идет о стандартной практике, – поясняет аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – Безусловно, разработка и утверждение стратегии развития территорий будет позитивным фактором для строительного комплекса и локального рынка недвижимости в целом. В том числе подобный регламент выступает важным условием для повышения инвестиционной активности, так как формирует прозрачные правила и долгосрочные перспективы комплексного освоения территорий. Нередко именно сложности в разрешительных процедурах, связанные в том числе с отсутствием актуальных прописанных процедур и дефицитом планирования, тормозят комплексное освоение территорий и препятствуют росту нового строительства. Одновременно важнейшей задачей разработки и исполнения проекта выступает исправление дисбалансов, которые могли сложиться в градостроительной, дорожно-транспортной и инфраструктурной системе муниципальных районов и агломерации».
Сумма контракта – 25 млн 623 тысячи рублей – удивления у экспертов Chel.ru не вызвала: они считают ее адекватной заявленному перечню работ. Для примера: на разработку схемы территориального планирования Красноярской агломерации было выделено 74,9 млн руб. (и это в 2008 году); на схему городской агломерации Новосибирска, включающей десять населенных пунктов, выделено 38 млн рублей; а схема территориального планирования Самарско-Тольяттинской агломерации потянула на 30,5 млн рублей.
«Цена разумная и сроки разумные, – говорит генеральный директор ООО «Кэмп» Яков Гуревич. – Если принять во внимание, что речь идет о создании границ агломерации, то все правильно. Важно обосновать необходимость этого шага. Реально существующая агломерация сегодня находится в пределах кольцевой автодороги. И если границы будут определены именно таким образом – это будет эффективно».
«Стоимость контракта в целом представляется достаточно актуальной и соответствующей сопоставимым проектам аналогичного масштаба, – поддерживает эксперта аналитик Максим Клягин. – Разработка документации подразумевает подготовительный этап большой работы и, видимо, будет включать необходимые оценки текущей конъюнктуры, инвентаризацию и планирование оптимальных вариантов развития».
Не вызывает сомнений и потенциальный исполнитель заказа – по общему мнению, при территориальном планировании подобного рода без института «Челябинскгражданпроект» не обойтись.
«Мы участвуем в этом конкурсе, – подтвердил Chel.ru директор головного проектного института «Челябинскгражданпроект» Владимир Кукарин. – И рассчитываем на победу в нем. У нас много материалов по Челябинской области, в работе подобного рода мы не новички. Последний грандиозный проект, выполненный с участием нашего института, – схема техпланирования. Агломерация – это региональный проект, очень серьезный заказ. Конечно, на него могут претендовать представители и других городов, например Москвы».
«Однозначно Челябинскгражданпроект привлекут к этой работе, – уверен Яков Гуревич. – Он владелец большого количества документов, которые невозможно игнорировать. Москва в данной ситуации может руководить, составлять задания, но исполнителем в любом случае должны выступать челябинские компании, ориентирующиеся на месте, обладающие полной картиной».
К слову, «Москва», а именно крупнейший разработчик градостроительной документации для агломераций – Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» – об объявленном конкурсе знает, но в настоящий момент решения относительно участия в нем не принял. На счету института – создание схем территориального планирования Красноярской и Барнаульской агломераций, поэтому его присутствие в Челябинской области было ожидаемым. Однако подтверждать участие москвичи не торопятся – по весьма объективной причине.
«По результатам предварительного изучения требований, установленных в конкурсной документации, проекте контракта и техническом задании, у нас появилось несколько серьезных вопросов к качеству и правильности содержания конкурсной документации, – заявил Chel.ru директор по маркетингу ОАО «ГИПРОГОР» Денис Сахаров.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА