RU74
Погода

Сейчас-10°C

Сейчас в Челябинске
Погода-10°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -15

0 м/c,

743мм 72%
Подробнее
0 Пробки
USD 97,95
EUR 104,85
Бизнес Туроператоры окажутся под колпаком

Туроператоры окажутся под колпаком

Массовое банкротство туроператоров дало толчок к реорганизации этого бизнеса. Наибольшее беспокойство о будущей работе рынка выказывают страховые компании. Так, Всероссийский союз страховщиков направил в Минкульт и Центробанк некий план, содержащий меры по урегулированию страховых выплат по их долгам. Что предлагают страховщики, каковы мысли на этот счет самих туроператоров и ждать ли скачка цен на выезд за границу – читайте в материале Chel.ru.

Судя по волнениям игроков туристического рынка, его ждут серьезные перемены. План, разработанный Всероссийским союзом страховщиков, включает жесткую привязку размера страховки к количеству туристов у туроператора, усиление госконтроля за страховщиками и игроками туристического рынка и запрет для туроператоров на работу в режиме упрощенного налогообложения. Соответствующие изменения должны быть внесены в законодательство в страховании и туриндустрии, пишет газета «Коммерсант».

По мнению авторов мер, они увеличат ответственность туроператоров за финансовое состояние компаний, а также помогут восстановить доверие к ним как со стороны туристов, так и со стороны самих страховщиков.

Как сообщают источники «Коммерсанта», государству следует усилить контроль за страховщиками при входе на рынок страхования рисков туриндустрии и в интересах клиентов ввести трехуровневую систему защиты от проблем у туроператора. Первым станет компенсационный фонд в размере не менее 500 млн руб. Его будут формировать взносы туроператоров. Второй уровень – это страхование рисков пулом страховщиков. Третий – страховка с новой формулой расчета достаточности выплат с привязкой к ежегодному количеству туристов, перед которыми имеет обязательство компания.

Само же государство включается в спасение туристов в виде экстренной эвакуации только при форс-мажорных обстоятельствах и в случае превышения лимита выплат по каждому туристу. Предлагается и ряд жестких мер для туроператоров: исключение из отраслевого реестра, что означает приостановление работы в случае невыполнения обязательств перед клиентами на сумму более 500 тысяч рублей; исключение возможности применения системы упрощенного налогообложения, введение систематической финансовой отчетности и возможное введение лицензирования деятельности в сфере туризма – причем как для туроператоров, так и для турагентов.

За последний месяц 13 российских туроператоров приостановили или прекратили свою деятельность, в настоящее время по их долгам расплачиваются страховщики. По данным Ростуризма, число пострадавших достигло 65 тыс. человек, по неофициальным данным, это число могло превысить 80 тыс. Игроки рынка утверждают, что банкротов погубил демпинг.

Из перечисленных условий наиболее абсурдным игрокам рынка видится лишение «упрощенки».

«Этого точно не произойдет, – считает директор туристической компании «Сусанин» Анатолий Гуревич. – Это невозможно ввиду текущего законодательства и означает, что многие туроператоры будут законодательно лишены права работать. Международный туризм работает без НДС, и эти издержки, которые вырастут просто нереально, на кого-то нужно будет переложить. На кого?»

«Как это может помочь страховщикам, туристам или государству?» – недоумевает директор турагентства «Дукат-трэвэл» Наталья Баранова. И не находит ответа.

При этом оба эксперта поддерживают идею привязать размер страховки к количеству туристов у каждого оператора.

«Я только за, – продолжает Наталья Баранова. – Мы небольшая компания, поэтому будем рады уменьшить стоимость страховки. А крупные операторы, поскольку они несут большие риски, должны, соответственно, больше платить. Я считаю, что это справедливо».

«Установить такую взаимосвязь вполне логично, – поддерживает коллегу Анатолий Гуревич. – Хотя по большому счету это возврат к старой схеме, которая не раз обсуждалась, – привязать страхование к туристу, количеству чартерных мест и так далее. С моей точки зрения, в данной ситуации в нашей стране это самый эффективный путь. Были предположения, что это очевидная попытка переложить издержки по страхованию на туристов, однако любая страховая схема будет действовать именно так. Отыграются все равно на самом слабом – на туристе. То есть цены на туры неизменно вырастут».

Компенсационный фонд величиной в полмиллиарда вызывает некоторые вопросы у туроператоров. Сегодня работает фонд «Турпомощь», который за два года собрал 350 млн рублей. Взносы в него составляют один процент от оборота, но не менее 100 тысяч ежегодно для любой компании, независимо от объема ее прибыли. Без участия в этом ее исключают из реестра туроператоров.

Обязательное страхование туроператоров было законодательно введено в 2007 году. В 2012-м после банкротства крупного туроператора «Ланта-тур» размер обеспечения был формально привязан к выручке туроператоров. Сейчас минимальный размер гарантии для операторов вменен компаниям, чья годовая выручка не превышает 250 млн рублей. В остальных случаях он должен составлять не менее 12% от выручки за прошлый год.

«Я думаю, что в этом году «Турпомощь» полностью исчерпали для нужд пострадавших туристов, – говорит Наталья Баранова. – Предполагалась, что она будет оперативно выручать их, а потом взыскивать стоимость помощи со страховой компании. В данном случае, как я поняла, страховая компания разорилась сама. Идея с «Турпомощью» не до конца продумана, на мой взгляд. Если мелкая компания разорится и 15-30 ее туристов окажутся за границей, чтобы вытащить их оттуда, понадобится одна сумма (но явно менее миллиона рублей), а в случае с тяжеловесами, такими как «Нева» и «Лабиринт», требуются миллиарды. А взносы мы платим одинаковые...»

Заместитель директора туристической компании «Русь Тревел» Дмитрий Киселев к возможным изменениям относится с иронией: «Примут – будем стараться исполнять, не в нашей воле влиять на эти решения. Но, если честно, это бред! 10 лет назад туроператоров заставили застраховаться. Мы тратили деньги и силы, но выполнили это – идея была неплохая. Однако страховые компании находили и находят способ не платить. Потом чиновники сообщили, что этого недостаточно и они будут брать с нас в 10 раз больше. Потом разоряется «Ланта-тур». И нам говорят: а вы знаете, эти деньги взимались не для того, чтобы люди, пострадавшие от действий «Ланта-тур», смогли получить компенсации, это для другого. Поэтому мы вводим «Турпомощь», в которую должны вкладывать деньги туроператоры. Окей, мы вкладываем. На этот раз нам сказали: вы знаете, «Турпомощь», как и страховка, не для того, чтобы люди получили деньги... И люди в итоге ничего не получили. А нам предлагают в очередной раз увеличить сборы. Вводятся такие меры всегда под благовидным предлогом, но на деле это все не работает – мы убеждались не раз, и касается это не только туризма».

«Усиление контроля над туроператорами, грубо говоря, представляет собой такую схему: сегодня мы ничего не контролируем, а завтра чего-то усилим, – не верит в эффективность озвученных мер Анатолий Гуревич. – Это игра в термины. Предложения страховщиков с большой долей вероятности приняты не будут. Пять лет идут разговоры, чиновники пытаются ужесточить регулирование рынка, но все сводится к одному – давайте скинемся. Чтобы страховые схемы работали, нужно в первую очередь менять закон о туризме. Ему 20 лет, он морально устарел. И попытки всунуть в него какие-то изменения выглядят абсурдно. Так, страховщики отвечают даже за умысел туроператора – то есть за уголовное преступление. Такого нет ни в одной стране мира. Меры принимать надо, и делать это следует срочно», – резюмирует он.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
19
ТОП 5
Мнение
«Не ездишь в автобусах — выписан из министров»: невеселые мысли журналиста 74.RU о поездках на общественном транспорте
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Ему было лет 12–13!» Возмущенная журналистка — о мамах, которые водят сыновей в женскую душевую
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«На погоду повлиять мы не в силах»: идеолог транспортной реформы объяснил, почему автобусы Челябинска не ходят по расписанию
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Объявления