Депутаты предложили сократить долю импортных продуктов на прилавках магазинов до 50 процентов. Исключение составит продукция, которая в России не производится. При этом для российских продуктов предполагается снижение НДС с 18 до 10 процентов. Такой законопроект будет внесен в Госдуму в осеннюю сессию. Эксперты Chel.ru указывают на необходимость четкого определения понятия «импортные продукты» и системы контроля. При этом указывают, что работают подобные законы, только если они экономически выгодны и целесообразны.
Для помощи российским производителям продовольствия депутаты Госдумы предлагают установить квоту на наличие иностранных продуктов на прилавках магазинов. Такой законопроект планируется внести в Госдуму в осеннюю сессию. По задумке авторов, в российских магазинах должно быть не больше 50 процентов импорта, пишет «РГ». Исключение составят продукты, которые в нашей стране не производятся вообще или делаются в определенные сезоны. Например, тропические фрукты – бананы, ананасы, персики. Или овощи, почти половина которых ввозится в весенне-зимний период, – морковь, капуста, лук, картошка, огурцы, помидоры и так далее. Устанавливать эти исключения должно правительство.
Импортозамещение не должно происходить путем замены одних зарубежных продуктов на другие, указал депутат Госдумы Олег Нилов, подготовивший законопроект. Для этого нужно открыть прилавки для отечественных производителей. «Нужен гарантированный доступ как минимум на 50 процентов всех полок сетевых магазинов», – заявил депутат. Сегодня попасть на прилавок среднему и мелкому производителю довольно затруднительно, уверен депутат. По его словам, «под разными соусами» менеджеры крупных сетевых структур не допускают туда отечественных производителей. Даже если при сопоставимом качестве российские компании предлагали более низкие цены.
Причины такого поведения Олег Нилов пояснил тем, что «многие сети родились не в России, они корнями своими расположены далеко отсюда. Европейские поставщики с их помощью лоббируют тут свои интересы».
Стимулировать продавцов планируется «пряником» в виде поправки в Налоговый кодекс, которая предполагает снижение НДС с 18 до 10 процентов на отечественные продукты.
Между тем кто именно будет контролировать конкретную долю той или иной продукции на прилавке, пока неясно. Как, впрочем, нет и точного определения понятия «иностранная продукция».
Прежде чем принимать законопроект, в нем важно четко прописать понятие «иностранной продукции», уверены эксперты Chel.ru. В ином случае законопроект повлечет неразбериху. И в любом случае искусственное регулирование ассортиментной матрицы приведет к нарушению интересов покупателей.
«У нас и в данный момент на полках не более 50 процентов импортной продукции, – комментирует заместитель директора по продажам ТС «Союз» Андрей Новокрещенов. – Точнее, не более 20 процентов, но только если считать импортной продукцию с иностранными штрих-кодами. Ведь на всех товарах, в том числе и иностранных брендов, произведенных и упакованных на территории России, стоит российский штрих-код, начинающийся с цифры 46. И с этой точки зрения данный законопроект никак не повлияет на нашу ассортиментную матрицу. Вопрос в том, как относиться к «полуимпортным» продуктам – товарам иностранных брендов, произведенным в России, а также сложнокомпонентным товарам, произведенным в нашей стране из импортных ингредиентов?» Как пример сложнокомпонентных товаров респондент привел кондитерские изделия, в составе которых есть импортное сухое молоко, какао-порошок и прочее. «Кстати, вычислить такие «полуимпортные» продукты будет невозможно», – указал Андрей Новокрещенов.
«Изначально нужно четкое определение, что такое импортный продукт, – соглашается коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – К примеру, товары иностранных брендов Coca-Cola производятся в Новосибирске, Pepsi Cola – в Екатеринбурге. Относить ли их к импортным? Еще есть множество российских продуктов с иностранными названиями – как расценивать их? Что учитывать: место регистрации компании, бренд или название продукта? В общем, в законопроекте должно быть расшифровано каждое слово, ведь когда нет ясности, каждый исполняет закон так, как поймет».
Уже сейчас понятно, что отечественные производители еще не готовы заменить ряд ассортиментных позиций товаров иностранного производства, указывают эксперты. «После введения санкций мы испытываем определенный дефицит некоторых позиций, – рассказывает директор розничной сети «Здоровая ферма» Ирина Турышева. – К примеру, зерненый творог в России производит только компания «Юнимилк» под брендом «Простоквашино» – этого недостаточно, чтобы удовлетворить спрос. А такие бренды, как белорусский «Савушкин хуторок» и прочие, сейчас поставляются в Россию, но их просто не хватает нашим покупателям. Поэтому думаю, что такой законопроект просто не нужен. Любое искусственное ограничение рынка конечному потребителю пользы точно не приносит».
В первую очередь на ассортиментную матрицу каждого магазина влияют предпочтения и возможностей покупателей, напоминают респонденты законы рынка.
«На самом деле все подобные законопроекты – это бред, поскольку важна только экономическая целесообразность нахождения любого товара и продукта на полке магазина, а она зависит исключительно от покупательского спроса, – продолжает Андрей Грибанов. – При разработке таких законопроектов важно учитывать множество особенностей. К примеру, что территориально Россия занимает очень большую площадь, а потому наполняемость полок в магазинах разных регионов в корне различается. Исходя из этого мы гораздо меньше ощутили последствия санкций, нежели жители центрального района страны. Очень большая разница в доходах населения, предпочтениях... В итоге принимать закон, который будет одинаково действовать на территории всей страны, на мой взгляд, неправильно».
«При составлении ассортиментной матрицы, если вопрос стоит об одинаковом качестве товара, то предпочтение мы отдаем российским товарам хотя бы потому, что они дешевле, – продолжает Андрей Новокрещенов. – Да и наши покупатели в основном предпочитают отечественные продукты, а чаще – конкретного местного производителя. Если же товар заменить нечем – те же креветки – их выбираем по внешнему виду, вкусовым качествам, цене, удобству и яркости упаковки, весу, наличию льда».
«Хорошо, что реализуются далеко не все законопроекты, которые выносятся на обсуждение, – рассуждает Андрей Грибанов. – Ведь когда подобные вещи насаждаются административно, страдают в первую очередь покупатели и экономика, которые напрямую зависят друг от друга. Конкретно этот законопроект, на мой взгляд, очередная попытка чьего-то пиара».