Курсовая, диплом, научная работа – все это требует немало времени и стоит немалых нервов. Сбор материала, его систематизация, вечные придирки научного руководителя к оформлению библиографии – кажется, что этому не будет конца. Но есть ряд программ, которые могут помочь вам в работе вне зависимости от того, что вы пишите: свою первую курсовую работу или статью в именитый научный журнал.
Как правило, написание любой научной работы начинается с постановки проблемы и сбора материала. Если с постановкой все более-менее понятно, то со сбором материала все обстоит гораздо сложнее. Традиционно основными источниками информации являются монографии, исследования и научные статьи, доступные в современных условиях не только в бумажном, но и в электронном варианте.
Записная книжка – новый взгляд
На этапе сбора материала возникает известная проблема систематизации источников. В случае со статьями, доступными в Интернете, здесь мы могли бы посоветовать прибегнуть к помощи популярной записной книжки – Evernote. Evernote представляет собой весьма развитый онлайн-сервис, позволяющий не только хранить практически любую информацию, но и систематизировать ее по папкам и соответствующим меткам. Присутствует, правда, одно «но» – ежемесячный лимит заметок на бесплатном аккаунте ограничивается объемом в 100 Мб. Пользователям Mac OS X, помимо Evernote, доступен еще и мощный исследовательский комплекс DevonThink, состоящий из целого набора приложений.
Это страшное слово – «библиография»
Также в систематизации собранной информации могут помочь так называемые менеджеры библиографии. Почему – «так называемые»? Потому что их функции редко сводятся лишь к одной библиографии. Среди самых известных программ следует назвать Papers (доступна под Windows и Mac OS X), Bookends (только Mac OS X), Sente (только Mac OS X), EndNote (Windows и Mac OS X), Mendeley (Windows, Mac, Linux) и Zotero (Windows, Mac, Linux). Последние две программы бесплатны, остальные стоят денег, причем зачастую немалых (так, к примеру, создатели EndNote рассчитывают получить за свое детище порядка 250 долларов, правда, у них есть скидки для студентов).
Следует учитывать, что большинство библиографических программ «понимают» лишь ограниченное количество текстовых форматов (как правило, это html и pdf). Правильный менеджер библиографии позволяет не только хранить собранные материалы, но и аннотировать их с возможностью последующего экспорта аннотаций. Papers, к примеру, не только способен выгрузить аннотации, но и услужливо проставить всю ссылочную информацию (вплоть до номера страницы). Это, несомненно, облегчает работу с источниками. Также типовой функцией менеджера библиографии является возможность группировки материалов по папкам (в том числе виртуальным) и тегам.
Карта вашего интеллекта
Английское mind map может переводиться на русский по разному – как «диаграмма связей», «интеллект-карта», «ассоциативная карта» или даже «карта мыслей». Но на самом деле mind map – это разновидность древовидной схемы.
Программ для создания подобных карт за последние годы развелось великое множество, так что перечислять их все не имеет особого смысла. Упомянем лишь о бесплатной FreeMind, вполне справляющейся со своими картографическими обязанностями.
Списки – это просто
Казалось бы, кому может понадобиться отдельный софт для составления списков! Но управлять списком в текстовом файле бывает непросто: допустим, вам понадобится добавить еще один уровень вложенности или сменить цифровые обозначения пунктов на буквенные. Тут и приходят на помощь программы, именуемые на английском оutliner. Их также насчитывается великое множество. Своеобразным эталоном дизайна интерфейса здесь мог бы считаться OmniOutliner, если бы не два «но»: во-первых он существует только под Mac OS X, а во-вторых, он стоит почти 100 долларов в профессиональной версии (для студентов и преподавателей эта сумма в два раза ниже).
Среди программ с близким функционалом можно упомянуть Gingko – онлайн-редактор с удивительным функционалом. Отчасти он похож на программы для составления «мысленных карт», отчасти – на софт для списков.
Управление временем
Бывает, заставить себя усесться за работу бывает непросто – тут могут помочь различные менеджеры задач и различный софт по контролю над временем. Принцип менеджера задач прост – ставишь задачу и помечаешь срок, к которому она должна быть исполнена. Подобных программ и сервисов также существует великое множество. Отдельно стоит упомянуть про онлайн-сервис Wunderlist, позволяющий не только управлять задачами, но и вести списки дел. Не меньшего внимания достоин и менеджер задач Producteev, поддерживающий не только индивидуальную, но и командную работу.
Написание текста
Традиционные офисные текстовые редакторы (Microsoft World, Pages, LibreOffice и т. д.) больше всего подходят именно для офисных документов – в том смысле, что писать в них большие объемные тексты бывает весьма непросто. Во-первых, кто сказал, что вы будете писать текст по порядку – от вступления к заключению? А во-вторых, возникает проблема сравнения нескольких редакций одного и того же текста.
Здесь могут прийти на помощь специализированные текстовые редакторы, такие как Scrivener или Ulysses III. Scrivener вообще уже считается негласным стандартом текстового редактора среди западных литераторов и журналистов. Любой фрагмент набранного текста можно разложить по виртуальным папкам или отметить тегами. Помимо этого Scrivener поддерживает сравнение версий разных редакций одного и того же текста.
Редактор, отметим, кросс-платформенный. Есть версии под Windows, Mac OS X и даже Linux.
Ulysses III несколько проще по своим возможностям и доступен только счастливым обладателям техники Apple (единственная операционная система, под которой он работает, – это Mac OS X). С тегами и папками он работает совершенно так же, как и Scrivener, но отличается от последнего поддержкой чрезвычайно простого и удобного языка разметки – markdown, который запросто экспортируется в любой текстовый формат.
У Ulysses III есть и мобильный компаньон – Daedalus Touch, работающий на iPhone и iPad.
Естественно, Scrivener и Ulysses III – далеко не единственные текстовые редакторы. При желании можно найти и другие варианты, к примеру, тот же самый Final Draft. Он бы мог победить в нашем обзоре, если бы не его запредельная цена. Плюс к этому Final Draft больше все-таки ориентирован на сценаристов.
Впрочем, стоит помнить о том, что ни одна программа не способна заменить вам интереса к теме исследования, будь то курсовая, дипломная или научная работа.