В 2014 году, по данным консалтинговых агентств, за первые восемь месяцев текущего года произошло падение рынка компьютеров на 20–30% (различаются данные по регионам и по группам товаров). Даже планшетные компьютеры – драйверы роста рынка – в последнее время потеряли в обороте к прошлому году в деньгах, хотя в штучном выражении рост все же продолжился. Анализ рынка в категории системных блоков показал наибольшее падение в России (30–40%) и даже некоторый рост в развитых странах. В Германии и США рынок показал рост в деньгах и рост средней цены продаваемого устройства. То есть потребители в этих странах отдают предпочтение мощным системным блокам, которые подходят под все спектры задач – от Интернета и видео до инженерии и требовательных игр.
Мы решили узнать, как обстоят дела в данной сфере, у ведущего челябинского производителя – компании «Рембыттехника». Напомним, что компания является партнером ведущих мировых производителей комплектующих, а в прошлом году заняла второе место в мире в категории «производство» под собственным брендом по версии Microsoft. Награды вручались в городе Хьюстон, США.
На наши вопросы отвечает руководитель компьютерного направления «Рембыттехники» Сергей Логиновских.
– Сергей, первый и самый важный вопрос, как обстоят дела с продажами системных блоков?
– Начало текущего года было крайне вялым, продажи значительно сократились, но уже в июне стабилизировались, а июль, август, сентябрь показали просто взрывной рост, к которому мы были не готовы. Даже на сегодня в нашей сети «Эксперт» (RBT.RU) значительная нехватка системных блоков, и пока мы не можем наладить производство в необходимых объемах, особенно в категории 30 000 рублей и выше, где спрос просто в разы превзошел прошлый год.
– В ситуации, когда все вокруг говорят о кризисе и крайне низких продажах, ваша ситуации нетипична. В чем причина?
– Уже с июля мы планировали увеличивать производство системных блоков, особенно в высоких категориях, так как отслеживали ситуацию на рынках Европы и США, но настолько высокого увеличения спроса мы не смогли спрогнозировать. Фактически мы продали не столько, сколько готовы были купить потребители, а сколько смогли сделать. Основной причиной роста именно у нас я считаю сочетание несколько факторов, и главный из них – что мы все же делаем компьютеры для грамотных людей и не стараемся «впаривать» что попало за неадекватные деньги.
– То есть вы хотите сказать, что другие производители делают не так? А как обстоят дела с брендами?
– Фантазии из советского прошлого о том, что все мировые производители спят и видят, как сделать получше и продать подешевле, полная ерунда. Когда я смотрю на конфигурации компьютеров именитых брендов, то мне просто обидно за людей, которые отдают по 30-40 тысяч за то, что мы продаем за 15-20 тысяч, при этом даже просто качество комплектующих у нас лучше. Мы десятки лет занимаемся ремонтом брендов и давно не питаем иллюзий об их качестве и цене.
– Сложно сказать, что все, что сделано в России, всегда хорошо и дешево.
– На сегодня у нас не так все плохо в России, как это принято представлять в кругах безруких и безграмотных журналистов и мажоров, живущих в пределах Садового кольца. Качество зависит от организации производства, а у нас далеко не все люди бездельники и пьяницы. Безусловно, не все так радужно и хорошо, но если говорить о нас, то мы легко потягаемся с любым брендом по качеству и цене.
– Давайте вернемся к вопросу о нехватке товара, во времена перепроизводства не верится, что нельзя сделать больше.
– На резкий рост спроса на системные блоки наложился ещё более резкий всплеск интереса к нашим игровым ноутбукам. Кроме того, есть определенные процедуры тестирования готовых изделий и подготовки персонала. В общем, мы увеличили производство, но этого крайне недостаточно для полного покрытия спроса.
– А как обстоят дела с планшетами?
– В апреле текущего года мы собрали последнюю партию планшетов из нескольких моделей и пока не планируем развитие темы в розничном сегменте.
– Низкий спрос или иные причины?
– Учитывая специфику нашего производства, у нас маленькая и очень профессиональная команда, и нам более интересно работать в высоком сегменте – ноутбуков и системников. Нам это интереснее как профессионалам, и это находит гораздо более благодатную почву в среде продвинутых пользователей, которые уже умеют оценивать товар комплексно, а не тупо покупать бренд. В сегменте специализированных устройств есть ряд проектов, которые могут быть реализованы.
– Сергей, есть у ваших компьютеров некие особенности, так сказать, отличительные черты?
– Мы всегда делаем модели, четко позиционируя их для покупателей. Кроме того, на всех наших моделях, которые мы позиционируем как мощные и игровые, всегда есть наклейка с реальными тестами в «синтетике» и реальных играх. То есть покупатель может сразу видеть, какой уровень производительности имеет компьютер, и выбрать для себя правильное решение исходя из комплекса потребительских свойств.
– Есть мнение, что собрать компьютер очень просто и нет смысла переплачивать...
– Собрать компьютер действительно несложно, но вот сделать это так, чтобы он при этом был адекватным по цене и стабильно работающим, уже далеко не просто. Конечно, всегда будут самодельщики, кого привлекает сам процесс сборки, постоянной доводки, переделки, настройки, и это хорошо – каждый выбирает для себя. Но если нужен стабильный и адекватный по цене компьютер с гарантией – тогда к нам. Фантазии о том, что собрать самому дешевле, совершенно беспочвенны, достаточно взять и просчитать наши конфигурации, самим сделать дороже и при этом без гарантии на конечный продукт. Естественно, нужно учитывать цену лицензионной ОС либо считать модели без ОС. Любителям цифр предлагаю просчитать модель R195, которая на сайте RBT.RU стоит 19 999.
– Сергей, а как обстоят дела с государственными закупками?
– Мы практически никогда не участвовали в тендерах, иногда делали партии для других фирм, которые выигрывали тендеры, но, как правило, это были не челябинские компании. Мы поставляли небольшие партии в Тюмень, Пермь, Сургут. В работе с государственными тендерами всегда есть некая специфика, и мы не готовы были в них участвовать. Лично меня всегда раздражала полная надуманность требований, совершенно не отвечавшая реальным потребностям и целям, заявленным в условиях тендера. Кроме того, постоянные победы в тендерах американской фирмы, поставляющей по очень завышенным ценам оборудование, наводило на мысль о некой ангажированности ответственных лиц.
– Сегодня государство взяло курс на импортозамещение. Что-то поменялось в связи с этим?
– К нам приезжали министр и заместитель министра информационных технологий Челябинской области, был очень конструктивный и профессиональный разговор. Касался он поставки оборудования под управлением отечественной ОС на базе Linux. Мы предоставили на тестирование несколько компьютеров с нулевым уровнем шума и в корпусах для крепления к монитору. Компьютеры имели полностью пассивную систему охлаждения и твердотельный накопитель, то есть в них не было вообще подвижных механических частей. Компьютеры были на новейших процессорах Intel, сочетающих очень низкое энергопотребление и производительность на уровне достаточном для самых требовательных приложений. Кроме того, как образец был предоставлен ноутбук с сенсорным экраном под управлением Linux Debian. Пока тема не получила продвижения, но тут множество факторов влияет на процесс. На сегодня мы участвуем как поставщики оборудования, имеющие статус Microsoft, на поставку оборудования в образовательные учреждения, в крупном комплексном проекте. Проект реализуется в школах на территории Тюменской области в северных городах (Сургут, Нижневартовск и др.). В планах поставка нескольких тысяч специализированных планшетов на процессорах Intel под управлением Windows 8.1.
– Насколько зависима цена компьютера от роста курса доллара?
– Пока рост цен на компьютеры не отражает реального изменения курса доллара. Все комплектующие мы покупаем за рубежом, и пока альтернатив нет. Да, мы доводим на компонентном уровне блоки питания, покупаем по прямым контрактам с производителями, но все равно это привязано к доллару очень сильно, примерно на 70% цена привязана к доллару. На сегодня рынок очень слабо отреагировал на изменение курса, но цены будут расти очень сильно по мере замещения моделей и комплектующих.
– Может возникнуть ситуация, когда снизится спрос и снизятся цены комплектующих?
– Даже во время глобального кризиса 2008–2009 годов цены в долларах не падали, рентабельность этого бизнеса – единицы процентов, и крайне велика конкуренция, у производителей просто нет подушки для снижения цен. На сегодня рост курса доллара касается только России, и учитывая, что ухудшаются условия кредитования, цены в долларах могут только вырасти. Понятно, что компьютер не товар первой необходимости и без него можно прожить, по крайне мере в домашних условиях, но всем, кто планирует покупки, нужно торопиться.
– Может, тогда производители в России снизят цены?
– На сегодня рентабельность бизнеса этого направления в России 2–3% по итогу, и снизить цены можно только при ликвидации предприятия. Учитывая, что кредитные ресурсы дорожают, цены, или, точнее, наценки, будут только расти.