В Челябинске на участке, ограниченном улицами Сони Кривой, Красная и Воровского, закрепились сразу три игрока фастфуда с мировой славой – «Макдоналдс», «Бургер Кинг» и KFC. Почему эксперты челябинского рынка общепита считают, что с момента появления известных соседей у «Макдоналдса» в «Киномакс-Урале» в Челябинске началась война фастфуда, а также ждать ли жителям города воплощения ранее заявленных грандиозных планов по открытию каждой из сетей – в статье на Chel.ru.
О планах освоения Челябинска фастфудом
В конце сентября в южноуральской столице открылся первый ресторан всемирно известной сети быстрого обслуживания KFC. Он разместился в ТК «Урал», по соседству с несколько лет проработавшем на этой площадке «Макдоналдсом». Чуть раньше вблизи этих заведений появился ресторан еще одной всемирно известной сети – «Бургер Кинг».
KFC – популярная сеть ресторанов быстрого обслуживания, принадлежащая крупнейшей в мире ресторанной компании Yum! Brands. Новая точка является одним из самых больших и современных ресторанов в регионе – общая площадь в 262,7 кв. м, рассчитан на 93 посадочных места, что весьма важно в условиях загруженности торгово-развлекательных комплексов.
«Открытие ресторана в крупных торговых центрах – приоритетное для нас направление, – сообщил генеральный директор ООО «Глобал Фуд» Тимофей Бадиков. – До конца 2015 года мы планируем открыть в Челябинске еще девять ресторанов, достигнув таким образом отметки в 10 ресторанов в одном городе. Второй ресторан KFC в Челябинске откроется в конце октября в ТРК «Горки».
Под брендом KFC в России и СНГ насчитывается 337 ресторанов (данные на сентябрь 2014 года), еще около 40 ресторанов планируется открыть до конца 2014-го года. Оптимизма добавляет и отчетность компании, согласно которой в 2013 году рестораны KFC продемонстрировали рост продаж в 48 процентов.
Ресторан быстрого питания «Бургер Кинг» вблизи ТК «Урал» стал третьим в Челябинске и четвертым на Южном Урале заведением под этой вывеской. Первый «Бургер Кинг» был запущен в мае 2013 года в Магнитогорске, второй – месяцем позже в районе «Теплотехнического института» Челябинска, третий – в ТРК «Родник».
Накануне запуска первого заведения в регионе в 2013 году операционный директор по Уральскому региону ООО «Бургер Рус» Артем Мамай заявил: «В целом в ближайшие два–три года мы планируем запустить только в Челябинске более 10 ресторанов». Еще несколько, по его словам, должны появиться в крупных городах области, таких как Миасс и Златоуст.
Первым же сделал внушительные заявления по количеству планируемых к открытию в городе точек – «Макдоналдс». В 2008 году, когда к запуску готовился второй «Мак» в здании кинотеатра «Киномакс-Победа», топ-менеджмент «Макдоналдса» заявил, что столица Южного Урала получит не менее 10 заведений. «Челябинск нам интересен, и мы видим, что условия рынка позволяют нам открыть здесь еще порядка десяти ресторанов быстрого питания», – отметил тогда президент компании «Макдоналдс» в России и странах Восточной Европы Хамзат Хасбулатов.
Но лишь в этом году челябинское семейство «Маков» дождалось прибавления: один ресторан быстрого питания под этим брендом открылся в здании челябинского вокзала, второй вскоре появится на Кировке.
К слову сказать, в конце лета рынок фастфуда пополнился еще парой ресторанов международной сети быстрого питания Burger Club.
Итак, «Макдоналдс» планировал запуск в Челябинске до 10 ресторанов (сроки не уточнялись); «Бургер Кинг» – 10 и более ресторанов до конца 2015 года; KFC – 10 ресторанов до конца 2015 года.
Конкуренция подкорректирует планы
У работы на одном пятачке сразу трех ресторанов быстрого питания мировых брендов есть как преимущества, так и недостатки, считают эксперты Chel.ru.
«У каждого из этих заведений есть свои почитатели, поэтому количество людей, которые приходили на этот участок, будет больше, – рассуждает директор сети пиццерий «Пиццамания» Алексей Носков. – Но удельные продажи каждого из игроков снизятся. Это можно будет оценить только по «Макдоналдсу»: оттока клиентов «Маку» не избежать, хотя он и не будет пропорционален двум третям».
Открывшись вблизи друг друга, рестораны создали в рамках квартала эффект фуд-корта. «И с точки зрения быстрого питания это всегда очень хорошо работало, – продолжает Носков. – Единственное, у всех трех компаний хорошо развита услуга продаж для клиентов на автомобилях, что на этом перекрестке работать просто не сможет. На этот участок, кроме как пешком, не подойти, трафик настолько плотный даже днем, что немногие водители согласятся ехать мимо «Школьника» ради покупки перекуса».
С другой стороны, это центр города, место прогулок значительной части горожан. «Могу дать гарантию, что толпы молодежи будут специально идти в этот микрорайон за этой понятной им, сытной и калорийной едой, бесконечным wi-fi и общением, – добавляет Алексей Носков. – В общем, «Макдоналдс», «Бургер Кинг» и KFC будут конкурировать как четкий аналог друг друга, как Coca Cola и Pepsi Cola – очень схожи, аналог друг друга, но при этом каждый имеет свою целевую аудиторию».
«В центре города они друг друга в большей степени дополняют, нежели конкурируют, – говорит генеральный директор группы компаний «Рестостар» Олег Иванов. – Сложнее всего, на мой взгляд, придется «Бургер Кингу», потому что это более дорогой формат. Хотя с учетом того, что и качество у него лучше, чем у соседей по участку, может, напротив ему будет проще работать».
С точки зрения встраивания в рынок HoReCa города, активно развивающиеся сети фастфуда будут незначительно конкурировать с остальными заведениями общепита, указывают респонденты сайта.
«Заведения фастфуда какую-то часть посетителей, может быть, оттягивают от заведений традиционного общепита – ресторанов, кафе, пиццерий, суши-баров, но конкурируют в первую очередь между собой – иными представителями фастфуда, – уверен Олег Иванов. – Пицца есть пицца, и никаким бургером ее не заменишь».
«Клиенты фастфуда – это в основном молодежь, а люди постарше уже в гораздо большей степени беспокоятся о качестве питания и такие заведения посещают лишь изредка», – объясняет Алексей Носков. По его словам, с точки зрения безопасности питания, «Макдоналдс», «Бургер Кинг» и KFC выигрывают – все они обладают более чем 10–15 тысячами точек по миру, их скрупулезно прописанными и тщательно соблюдающимися стандартами на протяжении более 50 лет. Но с точки зрения здорового питания они однозначно проигрывают любому среднестатистическому бизнес-ланчу в любом кафе.
«Поэтому мы на себе конкуренцию этих фастфудов особо не почувствуем, а у фастфуда сейчас начнется жесткая битва за потребителя, – уверен директор сети пиццерий «Пиццамания». – В этой борьбе поучаствуют еще «Сабвей», который по количеству точек находится в пятерке мировых брендов, и отчасти сибирская сеть кафе формата стрит-фуд «Дядя Денер», которая в ближайшее время намерена запустить в городе как минимум пять точек. Причем начнется именно не эра или эпоха фастфуда, а война – все эти компании начнут очень мелко делить свой кусок пирога».
Оценивая ситуацию на рынке общепита Челябинска, эксперты ресторанного рынка города уверяют: ранее заявленные планы по экспансии в Челябинск все три компании подкорректируют.
«У нас в городе среди заведений фастфуда стартовал мировой чемпионат по тому, кто кого сделает на локальном рынке, – шутит Алексей Носков. – Сейчас все эти три компании будут очень внимательно относится к тому, где вставать и что открывать. Ведь когда запускались первые два «Макдоналдса», было все равно, где они появятся: откройся они в Копейске, трафик меньше бы не стал. Теперь же конкуренция в этом сегменте весьма ощутимая, а потому каждая из компаний будет максимально четко взвешивать свои возможности и более внимательно просчитывать ходы на будущее, минимизировать риски. Например, чтобы минимально пострадать в случае, если начнется прессинг, подобный тому, с которым «Макдоналдс» столкнулся в нашей стране в последнее время».
«Боюсь, что у нас рынок не готов проглотить столько операторов, – комментирует Олег Иванов. – К примеру, в Челябинске открылось очень много «Сабвеев», но далеко не все заведения заполняемые и высокорентабельные. В общем, у меня есть большие сомнения, что все 30 заведений смогут рентабельно сосуществовать друг с другом и вообще откроются».
Экспансия фастфуда в Челябинск просто колоссальная, хотя еще каких-то лет семь назад горожане обсуждали, что «Макдоналдс» популярным в городе не станет. Сейчас город получил то, что в США было бумом в 70-х годах. Теперь фастфуд в США – привычное питание для людей с меньшим достатком, для тех, кто не может позволить себе здоровое питание.
«То, что сейчас происходит в городе, участникам традиционного рынка общепита очень на руку – у меня есть большая надежда, что лет через пять этот бум настолько насытит все ожидания, надежды и пристрастия нашего дружного города, что народ наконец-то начнет задумываться о здоровом питании, – дополняет Алексей Носков. – То есть сейчас за счет других игроков рынка, в частности, фастфуда, мы приобретаем надежду на будущее своих форматов заведений».