Бизнес Южного Урала готовит жалобу в Конституционный суд РФ на Госдуму. Четыре бизнес-объединения Челябинской области – СПП, «Опора России», «Деловая Россия» и Южно-Уральская торгово-промышленная палата» намерены обратить внимание судебного органа на несоблюдение депутатами действующего законодательства, касающегося процедуры принятия федеральных законов в сфере налогообложения. Таким образом они рассчитывают уберечь бизнес-сообщество от сверхбыстрого принятия новых законов, оказывающих явно негативное воздействие на бизнес. Подробности – в статье на Chel.ru.
Госдума РФ нарушает законы
Необходимость жесткого соблюдения Госдумой РФ процедуры принятия налоговых законов в Челябинске обсудили 28 октября на круглом столе «Общие принципы налогообложения в РФ: проблемы и перспективы». Мероприятие организовано по инициативе бизнес-омбудсмена Челябинской области. В нем поучаствовали представители ЗСО, УФНС по Челябинской области, «большой четверки» – СПП, «Опоры России», «Деловой России» и ЮУТПП; ЮУрГУ, адвокатского сообщества, главные бухгалтеры предприятий и организаций.
«Бизнес-сообщество уже неоднократно отмечало нарушения конституционного порядка принятия законов о налогах, что, в свою очередь, приводит к массовым нарушениям прав и интересов налогоплательщиков, – рассказала общественный представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей по налогам, управляющий партнер ООО «Консалтинговая группа "Партнер"» Алевтина Белешова. – Речь идет, к примеру, о нашумевшем законе, которым устанавливается обязанность налогоплательщиков, находящихся на спецрежимах (УСН и ЕНВД), уплачивать налог на недвижимость организаций, исчисляемый по кадастровой стоимости имущества».
Законопроект, внесенный в Госдуму, касался вопросов налогового администрирования, напомнила Белешова ход процесса. 25 февраля 2014 года законопроект был принят в первом чтении – его объем тогда составлял всего четыре страницы. 19 марта на сайте Госдумы был опубликован текст законопроекта ко второму чтению – уже 20 страниц. А спустя только два дня, 21 марта, законопроект приняли сразу в двух чтениях и направили в Совет Федерации. 26 марта его одобрили сенаторы, а в начале апреля подписал президент РФ.
«Ни сам законопроект, ни идея отменить льготы по налогу на имущество для УСН и ЕНВД ни с кем из представителей бизнес-сообщества не обсуждались, к тому же процесс работы над законом был, по сути, скрыт, – акцентировала Алевтина Белешова. – Поскольку поправки вносились только на этапе второго чтения, не потребовалось заключения правительства. Не было предоставлено и адекватное финансово-экономическое заключение...»
Надежда на Конституционный суд РФ
Необходимо обратиться в Конституционный суд РФ с жалобой на несоблюдение Госдумой страны действующего законодательства, касающегося процедуры принятия федеральных законов в сфере налогообложения – такая резолюция принята по итогам круглого стола.
Чтобы это обращение возымело больший вес, жалобу решено отправить от имени «большой четверки» бизнес-объединений региона с помощью регионального уполномоченного по правам бизнеса. В течение двух недель в каждом из объединений намерены рассмотреть алгоритм совместных действий, составить консолидированное мнение об этом вопросе и обсудить, каким образом законно обратиться в Конституционный суд. После этого начнется подготовка необходимой документации.
«Мы хотим восстановления справедливости: чтобы не только предприниматели действовали в правовом поле, но и органы власти, – комментирует уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров. – В Конституционном суде мы хотим доказать, что иногда в Государственной Думе РФ законы принимаются с нарушением всех процессуальных прав и уже принятых в стране законов. Ну нельзя после первого чтения ко второму чтению менять до неузнаваемости закон! Ведь он уже прошел оценку регулирующего воздействия, его обсуждали, приняли. Ко второму чтению законы иногда настолько меняют, что у них даже смысловая нагрузка другая. Нельзя, как депутат Госдумы Макаров, принять за три дня важнейший для страны и бизнеса закон, менять законопроекты на корню, дополнять и так далее».
«Молниеносное принятие Госдумой законопроектов прошло с законом «О рекламе», второй раз – с законом «О ломбардах», третий – с законом об упрощенке, – комментирует заместитель председателя Заксобрания области Семен Мительман. – И, если не будет четкой позиции предпринимательского сообщества, завтра появятся законы №4 и №5». Кстати, правительство РФ уже внесло на рассмотрение в Госдуме четвертый законопроект – об уменьшении критериев малого бизнеса в 10 раз для предприятий торговли и общепита, обратил внимание он. «И это вместо того, чтобы заставить работать налоговую инспекцию, в обязанности которой входит доказывать и наказывать бизнес за дробление! И с этим законом может быть такая же история», – считает Семен Мительман.
Поддерживает инициативу и руководитель комитета по промышленной политике совета ЧРО «Опора России» Денис Константинов. «Несоблюдение процедур Госдумой страны, отсутствие у общественности каких-либо возможностей отследить изменения законопроектов между первым и вторым чтениями и как-то на них повлиять – это пагубная практика, – считает он. – Я надеюсь, Конституционный суд обратит на это внимание и повлияет в дальнейшем на четкое и беспрекословное соблюдение депутатами процедур оценки и изучения нормативных актов. Считаю, что решение Конституционного суда заставит депутатов повторно рассмотреть эти же законы с соблюдением процедур. И надеюсь при этом, что депутаты, изучив все доводы, не будут доводить до суда, а самостоятельно проведут повторное голосование и обсуждение законов, принятых с нарушением процедур».
В ближайшее время будет составлено обращение в поддержку этой позиции РСПП. Южноуральские общественники намерены также попросить высказаться представителей института уполномоченных по защите прав предпринимателей России, Минэкономразвития РФ и собственно, Государственную Думу РФ.
«Мы не идеалисты, чтобы сказать, что уже завтра, после принятия резолюции и подписания ее всеми общественными объединениями Южного Урала, будут отменены все законы, принятые вразрез установленному действующим законом порядком, – продолжает Александр Гончаров. – Но мы будем бороться за наши права, с подобной практикой всеми доступными нам средствами, ведь не решая эту острейшую законодательную проблему, мы загоняем наш бизнес в тупик».
Что еще спасет бизнес от «бумаготворчества»
Бизнесу поможет введение в России планового подхода в налоговой политике, а также введение обязательной оценки регулирующего воздействия всех законопроектов РФ в сфере налогообложения без исключения, независимо от их инициатора, считают представители регионального бизнеса.
Изменения налоговых законов, особенно когда речь идет об увеличении налогового бремени и возложение на налогоплательщика дополнительных обязанностей, не могут и не должны быть внезапны и неожиданны.
Ранее РСПП направлял премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву письмо, касающееся вопросов налогообложения. В обращении предлагалось после 2018 года придерживаться отлагательного принципа вступления в силу решений о повышении фискальной нагрузки.
«На практике это должно означать, что с момента принятия соответствующих законов до вступления их в действие должно пройти не менее двух лет», – напомнила Алевтина Белешова.
Кстати, недавно Минэкономразвития РФ выступило с инициативой проекта федерального закона, согласно которому в проектах законодательных нормативных правовых актов будут установлены фиксированные сроки вступления в силу.
Подобные механизмы нашли свое закрепление на законодательном уровне в Великобритании, Франции, Литве и ряде других стран. В частности, в Великобритании все нормативные акты, затрагивающие вопросы ведения экономической деятельности, вступают в силу 6 апреля и 1 октября, но не ранее, чем через три месяца после их опубликования.
«Во многих отраслях бизнес находится на пороге рентабельности, – комментирует уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. – Любое повышение фискальной нагрузки воспринимается им негативно и ведет к оттоку капиталов, закрытию предприятий, переходу к серым схемам. Поэтому каждое решение о ее повышении должно тщательно просчитываться – этому поспособствует введение обязательной процедуры оценки регулирующего воздействия. А отлагательный порядок вступления в силу решений по налогам поможет бизнесу более уверенно заниматься планированием».