В ближайшие годы Россию ожидает разворот в сторону внутреннего туризма. Сегодня этим направлением занимаются всего десяток агентств. Но внешнеполитическая ситуация вынуждает всё большее число дальновидных туроператоров развивать маршруты внутри страны. В то же время многие из привлекательных для туристов мест требуют реконструкции, удобного подъезда, улучшения сервиса, а значит и дополнительных инвестиций. Кому пригодится реестр местных туробъектов, почему нет смысла требовать лицензию у турагентства, как выжить экскурсоводу и зачем туристам грейдер? Подробности – в статье на Chel.ru.
Лицензии вне закона
Зачастую заказчики выдвигают туркомпаниям список условий, выполнять которые по закону вовсе не обязательно. К примеру, в сентябре в учебные заведения области поступили заверенные ГУВД Челябинской области списки требований к проведению экскурсий, следуя которым, директора школ потребовали у турагентств... отменённые в 2007 году лицензии на туристическую деятельность и специальные лицензии на перевозку детей. Когда выяснилось, что этих документов нет, несколько экскурсий были отменены со ссылкой на министерство образования.
«Осведомлённые» родители часто требуют обязательного сопровождения ГИБДД для одного автобуса, отказываясь слушать, что такое сопровождение обязательно только в случае передвижения транспортной колонны. По словам работников транспортных компаний, приходится отталкиваться от требований клиентов, а не от законодательства. «Нам проще заключить договор фрахтования, чем объяснить клиенту, что он может быть заменён заказ-нарядом, при условии, если содержит обязательные реквизиты», – говорит менеджер транспортной компании «Пассажирoff» Олеся Шутова.
Но даже получая разрешение на выезд, экскурсионные группы сталкиваются с проблемой доступности. Большинство культурных объектов в черте города и за его пределами не оборудованы смотровыми площадками и достаточным количеством парковочных мест, способных обеспечить комфортные условия для туристов. «Такие значимые объекты нашего города, как «Вечный огонь», «Сфера любви», Железнодорожный вокзал, театры «Манекен» и Камерный, Концертный зал имени Прокофьева, не приспособлены для высадки туристических групп, – рассказывает экскурсовод Ирина Полотнюк. – Автобусам негде ждать группы с экскурсий. Часто приходится проходить большие расстояния от места высадки до интересующего объекта».
Что уж говорить об общем состоянии дорог в области и климатических особенностях нашего региона. Зимой и в плохую погоду к некоторым из экскурсионных объектов, таким, к примеру, как «Дом лося» в национальном парке «Зюраткуль», добраться очень сложно. «Однажды нам пришлось пускать перед автобусами грейдер для утрамбовки снега, – рассказывает Олеся Шутова. – И всё равно колёса увязали».
Подъездные пути к славянскому поселению «Гардарика» в Сосновском районе в плохую погоду оказываются размыты, и водителям приходится высаживать туристов у трассы, в приличном расстоянии от места назначения. Это доставляет серьёзные неудобства, учитывая, что большая часть посетителей парка – дети. Представители заповедника «Аркаим» рассчитывают на помощь правительства в строительстве очистных сооружений и давно планируемой гостиницы на территории поселения. Пока же туристам приходится размещаться в палаточном городке и специально оборудованных для проживания вагончиках.
Кроме того, в Челябинской области не хватает лицензированных организаций по подготовке экскурсоводов. Учебные заведения, готовые предоставить будущим знатокам края юридические документы по окончании курса лекций, зачастую не обладают для этого должной методической базой. «Уже около трёх лет Федеральное агентство по туризму пытается разработать общий список требований для подготовки специалистов по всей стране, – рассказывает директор Центра развития туризма Виктор Ткачёв. – В этом случае, переезжая в другой регион, получивший государственную аттестацию экскурсовод должен будет лишь её подтвердить – и останется востребованным». Но пока это лишь планы, и с юридической точки зрения даже опытные и хорошо знающие свой край экскурсоводы остаются узкоспециализированными.
Реестр для инвесторов
Состояние большинства исторически значимых объектов области удручает. Но до сих пор отсутствует чёткий список мест и маршрутов, которые в первую очередь нуждаются в дополнительном финансировании. «На недавнем областном совещании министр культуры Алексей Бетехтин пообещал тесное сотрудничество тем, кто возьмёт на себя обязанности по улучшению культурных объектов, – говорит президент Челябинской ассоциации туристических организаций (ЧАТО) Людмила Мосина. – Но потенциальным инвесторам не хватает информации о тех из них, которые требуют реконструкции. Чтобы вкладывать деньги в развитие бизнеса, инвестор должен знать о нём все детали: в аренду ли берётся земля, на сколько лет, каким образом будет получаться прибыль и так далее».
Чтобы упростить спонсорам задачу, в ассоциации туристических объединений предлагают создать единый реестр туристических объектов, нуждающихся в модернизации. На его основании и исходя из поступающих предложений, можно будет определить пять-семь основных экскурсионных маршрутов, продвигать которые будут все турагентства области. Постепенно маршруты будут разрастаться и включать в себя новые объекты.
Сегодня не до конца налажена связь между поставщиками туруслуг, признаются представители экскурсионного бизнеса. Поэтому в Челябинске планируется создание единого совета, состоящего из представителей ЧАТО, экскурсоводов, центров спорта и отдыха области. Его работа будет направлена на решение основных проблем внутреннего туризма.
А пока турагентствам, конкурирующим друг с другом и с представителями Екатеринбурга, стоило бы пойти по пути сотрудничества, – считает руководитель отдела продаж ЦАО «Евразия» Артём Галлямов. – У каждого нашего турагентства, как в магазине, есть полочка, на которой лежит товар – и он им не делится с другими. Очень жаль, что мы никак не научимся использовать опыт зарубежных туристических компаний. И для владельцев курортов, и для турагентств было бы удобно организовывать совместными усилиями «горящие» туры в различные места области, чем сейчас пользуются крайне редко. А идея раскручиваемых маршрутов полезна сама по себе. Она позволит направить силы на улучшение хотя бы нескольких объектов».
Другой вопрос, кто будет заниматься выбором этих маршрутов. Конечно, следовало бы учитывать мнение самих потенциальных туристов. Эксперты предлагают провести интерактивный опрос, в процессе которого заинтересованные жители области сами смогут выбрать те места, которые, на их взгляд, заслуживают пристального внимания и поддержки. Таким образом можно составить реестр мест, наиболее интересных для туристов.
А как вы думаете, уважаемые читатели, какие достопримечательности Челябинской области должны быть внесены в единый реестр туристических маршрутов? Голосуйте и оставляйте свои отзывы на Chel.ru.
Анна ЛЬВОВА