Магазинам установят лимит на импорт

Поделиться

Импорту на прилавках российских магазинов поставят преграду. Депутаты Госдумы предлагают принять поправки в закон о торговле, согласно которому доля продовольственных товаров отечественного производства в торговых точках должна быть не менее 70%. По мнению законотворцев, эта мера позволит поддержать отечественного производителя, а также увеличить качество и объемы производства за счет обострения конкуренции. Что думают о нововведении представители торгового бизнеса и каким образом новые ограничения повлияют на ассортимент и цены – в материале Chel.ru.

Пустых витрин ждать не стоит

Законопроект о внесении поправок к закону «О торговле» инициировал депутат Госдумы Виталий Золочевский (ЛДПР) как продолжение взятого курса на импортозамещение, сообщают «Известия». В документе предлагается обязать розничные торговые сети контролировать процентное соотношение импортных и отечественных продовольственных товаров: не более 30 и не менее 70% соответственно.

«Мы должны поддержать нашего производителя. Все 90-е годы прилавки магазинов пополнялись чем угодно, только не российским продуктом. Как раз введение против нас санкций помогло понять, что у нас есть производство, которое необходимо развивать. Но реализаторам привычнее работать с теми, с кем они работали и прежде. А это далеко не всегда отечественный производитель. Потому закрепленные законом 70% заставят их перестроиться», – пояснил Виталий Золочевский. Он также обратил внимание на то, что поставщики и при нынешних санкциях обходят закон и ввозят продукты через союзные страны.

Чтобы оценить, насколько сильно подобное ограничение скажется на ассортименте продовольствия, следует четко понимать, что именно подразумевается под импортом, считают эксперты. По их словам, не стоит бояться пустых прилавков, как это было в 90-е, поскольку большая часть продовольственных товаров сегодня выпускается в нашей стране, несмотря на зарубежное происхождение.

«Все будет зависеть от того, что именно мы называем импортом, – говорит коммерческий директор сети «Проспект» Андрей Грибанов. – К примеру, такие марки как Danone, Coca-cola, производятся на территории РФ, следовательно, если мы относим их к отечественному производству, то никаких проблем не будет. Если же называть импортом все, что произведено на внутренних предприятиях в нашей стране, то ситуация будет совершенно другая. Однако на сегодняшний день такой проблемы нет, и ощущается только действие санкций».

Кстати, зарубежные компании, работающие в России, и ранее развивали сотрудничество с локальными поставщиками. «С момента выхода на российский рынок МЕТРО Кэш энд Керри закупает большую часть продукции у российских поставщиков, в частности, у региональных производителей, – сообщает генеральный директор МЕТРО Кэш энд Керри Россия Питер Бооне. – Именно такое сотрудничество позволяет нам предложить клиентам наилучшие ассортиментные решения на полках центров мелкооптовой торговли в каждом регионе присутствия». По словам Питера Бооне, до 80% в ассортименте МЕТРО Кэш энд Керри Россия (в зависимости от товарной категории) в настоящее время составляет доля товаров российских поставщиков.

Доля импортного продовольствия сегодня сокращается, однако серьезного дефицита товара не наблюдается. «В нашем ассортименте большинство продуктов и так отечественные, – сообщил Chel.ru начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов. – На импорт приходится 30-35 % продовольственных товаров, в зависимости от сезона. Основным регулятором ассортимента всегда является покупатель, он определяет, что именно он хочет видеть на прилавках магазинов. Мы сами заинтересованы в том, чтобы в ассортименте было как можно больше отечественных продуктов. Вопрос заключается лишь в том, насколько производители способны в полной мере снабжать торговые сети большим объемом качественной и доступной продукции, которая востребована покупателями. Все товары, которые согласно указам правительства были запрещены, мы вывели из своего ассортимента и заменили их на отечественные».

Директор супермаркета «Золотая подкова» Галина Быкова рассказала, что наибольший удар пришелся на молочную продукцию, сыры и экзотические фрукты. «Сокращение ассортимента по импорту по сравнению с октябрем 2013 года в среднем составило 12% – отмечает Галина Быкова. – В связи с введением ограничений на ввоз продуктов из стран ЕС в настоящее время наибольший удар пришелся по молочной продукции и сырам, поставки которых сократились на 14,9%. По фруктам и овощам сокращение произошло на 13,3%. Снижение поставок компенсируется импортом из Белоруссии, Китая, Сербии. Доля импорта снизилась, но и ранее она не превышала 30%».

Осенью влияние запрета на рынок овощей минимально, это связано с сезонностью товара. Но вопрос может возникнуть в феврале-апреле 2015 года, так как самым острым остается вопрос отсутствия современных овоще- и фруктохранилищ и внедрения соответствующих технологий, позволяющих сохранять урожай до следующего года, добавляет эксперт. «По фруктам ассортимент снизился на 14%. Сокращение коснулось экзотических товаров – манго, кумкват и так далее, – перечисляет директор супермаркета «Золотая подкова». – Явный дефицит, возникший из-за сокращения импорта, стал причиной роста цен на отдельные товары до 20%».

Как отмечают эксперты, основная проблема заключается в том, что отечественные производители не всегда могут предложить ингредиенты соответствующего качества. «По сырам российские заводы расширяют выпускаемый ассортимент и предлагают аналоги попавших под запрет продуктов, – говорит Галина Быкова. – Также в этом сегменте высока доля импорта из Белоруссии. Впрочем, не все сорта сыров можно в кратчайшие сроки начать производить в России, например, твердые сыры длительного срока выдержки, сыры с благородной плесенью. Альтернативой выступают сыры из Швейцарии, но цена на них изначально выше аналогичных из Германии и Австрии».

Основной дефицит, по словам эксперта, возник на рынке сырья и ингредиентов для производства. «Отечественные производители не были готовы к введению санкций и не могут предложить сырье и ингредиенты соответствующего качества в полном объеме, – поясняет Галина Быкова. – Например, сейчас невозможно купить нужного нам качества миндальную муку или сахарную пудру. Смогут ли они это сделать – вопрос опять же качественного сырья, технологий и оборудования».

Заместитель директора по продажам торговой сети «Союз» Андрей Новокрещенов добавил, что отечественные производители смогут заменить аналогом любой импортный товар, однако для этого нужно время. «Доля импортного продовольствия в ассортименте постепенно снижается, – отметил он. – Отечественное производство в достаточной степени сможет заменить импортные товары, но необходимо понимать, что это будет происходить постепенно».

Ударит ли закон по карману?

Что касается прогнозов по увеличению цен на продукты, то эксперты в данном вопросе расходятся во мнениях. С одной стороны, отечественные производители пытаются поднимать стоимость товаров, ссылаясь, прежде всего, на существенные вложения в обновление производства, что не может не отразиться на цене товара. С другой стороны, завышенная стоимость продуктов не всегда обоснована, и делать однозначные прогнозы пока что рано. «Резких скачков цен мы не ожидаем и проводим тщательный отбор тех или иных предложений от производителей, – отметил Владимир Русанов. – Если мы видим, что рост цен носит спекулятивный характер, мы их не принимаем. Мы не заинтересованы в росте цен, поскольку это снижает покупательскую способность населения».

Однако в связи с проблемой нехватки сырья, рост цен по отдельным сегментам все-таки достаточно прогнозируемо. «В ближайшее время увеличение цен следует ожидать не только на импорт, но и на отечественные продукты, – говорит Андрей Новокрещенов. – Во-первых, производство требует вложений в оборудование, а, во-вторых, в состав отечественных продуктов могут быть также включены импортные компоненты, что непременно отразится на стоимости».

«Ожидаемый и прогнозируемый пик роста цен произойдет в декабре 2014 – марте 2015 года, – добавляет Галина Быкова. – Связано это и с возникшей нехваткой импортных продуктов, в результате чего резко вырос спрос на товары отечественных производителей, а, как следствие, поднятие цены производителем, и с увеличением стоимости сырья, повышением процентных ставок по кредитам, а также ростом курса валют и годовой инфляцией. Увеличение цены в среднем составит от 5% до 20%».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter