Компания «Балтика» сегодня, 29 января, объявила о закрытии челябинского филиала. Официальная дата прекращения деятельности пивзавода – 30 апреля. Часть сотрудников будет уволена с компенсационными пакетами, часть будет переведена на заводы «Балтики» в других городах. Кто займет место «Балтики» на полках челябинских магазинов и кому может приглянуться промплощадка теперь уже бывшего пивзавода, читайте в материале Chel.ru.
Завод «Балтики» в Челябинске не работал с сентября 2014 года, но до последнего момента его судьба оставалась неясной. В сентябре, когда производство на челябинском филиале компании было приостановлено, мощности были загружены меньше чем на треть. Напомним, закрыть часть заводов в России руководство Carlsberg Group собиралось еще в начале прошлого года. Рассказывая изданию Berlingske об итогах работы в первой половине 2014 года, президент и гендиректор датского концерна Сarlsberg (владеет 100% пивоваренной компании «Балтика») Йорген Буль Расмуссен не исключал закрытия одного или двух предприятий в России, объясняя: сейчас мощности российских заводов используются на 50–60%.
Среди причин закрытия филиала в Челябинске руководство компании называет сложную макроэкономическую обстановку, несбалансированное регулирование и налогообложение отрасли, но главное – падение потребительского спроса. «К сожалению, падение рынка в России в последние годы и неопределенность макросреды привели нас к этому трудному решению, – поясняет вице-президент по производству ООО «Пивоваренная компания «Балтика» Юрий Быкориз. – В последние годы пивоваренная отрасль России испытывает серьезное давление – законодательные ограничения и налоговое регулирование пивной индустрии в России на данный момент относятся к числу самых несбалансированных в мире. Усилившиеся законодательные ограничения, такие как запрет продажи пива в нестационарных торговых точках, а также непропорционально увеличившаяся налоговая нагрузка, привели к неизбежному падению рынка».
«За период с 2008 по 2014 годы рынок пива в России сократился более чем на 30%», приводятся в пресс-релизе компании данные Росстата.
В течение последних лет наблюдается очень агрессивная позиция государства по отношению к пивоваренной отрасли. «В 2011 году пиво приравняли к алкоголю и водке, передали нас в ведение Росалкогольрегулирования, ужесточили порядки, увеличили налоги, растут акцизы, запретили рекламу, – комментировал Chel.ru сентябрьскую остановку розлива пива на челябинской «Балтике» директор ООО «Лаборатория живого пива» Илья Ройтенберг. – И как итог сейчас по всей стране закрываются заводы крупных пивоваренных компаний, многие находятся на грани банкротства».
Ликвидация производственных мощностей – наиболее целесообразный выход в текущих условиях, комментировал в сентябре Chel.ru спад в пивной отрасли аналитик независимого агентства «Инвесткафе» Роман Гринченко. «Ожидать того, что рост акцизов прекратится или приостановится, не приходится, – пояснял аналитик. – Необходимость лицензирования пивоваренного производства означает, что для продолжения работы завода компании вынуждены инвестировать дополнительные средства, которые могут не окупиться в условиях замедления спроса».
«Балтика», надо сказать, продержалась без сокращения мощностей дольше других игроков. На счету SunInBev закрытые филиалы в Перми, Чувашии и Курске. Efes Rus в конце 2013 года прекратил выпуск на заводах в Москве и Ростове-на-Дону. У Heineken закрыты площадки в Санкт-Петербурге и Новотроицке (по информации «Ведомостей»).
Вместе с челябинским «Балтика» закрыла и завод в Красноярске. Впрочем, с российского рынка компания уходить не собирается, ей принадлежат еще восемь предприятий в разных городах России. После закрытия заводов в Челябинске и Красноярске «Балтика» будет вынуждена сократить примерно 560 человек (челябинцев среди них 295), общая стоимость компенсационного пакета и программ поддержки для которых составит более 300 млн рублей. Остальным, наиболее ценным, кадрам предложат перейти на работу на другие заводы «Балтики» в России и Восточной Европе. Совокупная производственная мощность заводов компании в РФ снизится примерно на 15%.
В первой половине 2010-х годов «Балтика» была одним из крупнейших налогоплательщиков Челябинска. В 2012 году компания заплатила в бюджеты всех уровней 4,68 млрд рублей, в 2013-м – 4,25 млрд. В 2014 году производство сокращалось, и налоговые выплаты челябинского филиала «Балтики» упали до 3,4 млрд рублей. С закрытием предприятия городской бюджет потеряет практически всю эту сумму за исключением земельного налога.
Розничный рынок Челябинска не заметит закрытия пивзавода, уверен коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. Во-первых, конкуренция между производителями пива достаточно велика. Во-вторых, закрытие завода не означает, что «Балтика» как бренд исчезнет с полок магазинов, просто изменится логистика – производитель тот же товар будет возить с других заводов.
Пивоваренная компания «Балтика» (входит в Carlsberg Group) – один из крупнейших производителей пива в России. На долю компании приходится 67% всех экспортных поставок российского пива. Завод в Челябинске был построен в 1970 году, в Baltic Beverages Holding вошел в 1998 году. Предприятие разливало пиво в ПЭТ-упаковку, стеклянную бутылку, жестяную банку, а также кеги, производило около 60 ассортиментных единиц продукции. Численность сотрудников на конец 2014 года составила 458 сотрудников.
Главная интрига после закрытия пивзавода – судьба промплощадки, занимающей 5,3 га по ул. Рылеева в Советском районе Челябинска. Тут пока много неясности. В пресс-релизе упоминается лишь, что компания «ведет конструктивный диалог с администрацией Челябинской области для того, чтобы найти оптимальное решение для будущего использования площадки». На письменный запрос Chel.ru в компании ответили, что окончательная судьба зданий и площадей будет решена позднее. «Здания и земля заводов будут выставлены на продажу, а оборудование перераспределено на другие заводы Carlsberg Group, в том числе за пределами региона Восточная Европа», – ответила управляющий по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям в регионе Урал компании «Балтика» Анна Бушлякова.
Челябинские риелторы, которых Chel.ru попросил оценить рыночную стоимость имущественного комплекса «Балтики», затруднились с ответом. «По таким объектам не всегда очевидно, кто их может купить и по какой цене. Оценить заочно площадку «Балтики» невозможно. Нужно знать подробно, что за здания продаются, их состояние, технические характеристики, оборудование и так далее», – говорит директор компании «IBC-недвижимость» Станислав Ахмедзянов.
Директор агентства коммерческой недвижимости E.R.A. Сергей Еремеев оценивает промплощадку «Балтики» в 300–400 млн рублей. По его словам, ул. Рылеева – место достаточно удачное для размещения логистического комплекса, либо здания могут использовать как склады.
В нынешних условиях экономической неопределенности продажа может затянуться, считают эксперты. Если и купят, то скорее всего кто-то из пищевой промышленности, которая меньше других страдает от санкций и курса рубля. Кроме того, развитие пищевой промышленности укладывается в объявленную правительством стратегию импортозамещения. «Под строительство жилья этот участок не подойдет, потому что вокруг не совсем благоприятное для жилья пространство. Территорию особо некуда расширять, – рассуждает директор по развитию риелторской компании «Служба недвижимости» Денис Стукалов. – Думаю, что торговый комплекс здесь теоретически возможен, но есть много туманных вопросов. Например, подъездные пути, которых нет. Все крупные торговые сети требуют достаточно большого места под паркинг. Кроме того, в Челябинске уже наблюдается переизбыток торговых площадей».
Пищевой промышленности этот комплекс тоже не очень интересен, говорит президент объединения «Союзпищепром» Александр Берестов. «У этой площадки есть плюсы и минусы. Есть, к примеру, небольшой элеватор, и это единственное достоинство данной площадки. Зерноперерабатывающее производство будет, скорее всего, нерентабельным, поскольку у нас в регионе уже значительный излишек таких мощностей, – рассуждает эксперт. – Вот алкоголь можно там разливать. Но есть ли смысл закрывать пивное производство, чтобы открывать на том же месте розлив алкоголя?».